Сегодня мобильными телефонами пользуется вся активная часть населения: от мала до велика. Вместе с вошедшими в нашу жизнь новыми технологиями, которые, безусловно, облегчают существование современному человеку, лавинообразная «мобилизация» населения не может оставить в стороне жуликов, использующих блага цивилизации в неблаговидных делах и мошеннических схемах.
Жертвами телефонного обмана ежегодно становятся сотни кыргызстанцев. Арсенал «мобильных» мошенников огромен: звонки с просьбой о помощи родственникам, попавшим в беду, сообщения о крупном выигрыше в лотерею, для получения которого всего-то и надо, что перезвонить по указанному номеру. Все эти схемы давно и хорошо известны и сотрудникам правоохранительных органов и обычным гражданам.
Для того, чтобы не попасть на уловки преступников достаточно следовать небольшому своду правил, таких как: не перезванивать на незнакомые номера, проверять информацию о выигрышах, не соглашаться на участие в сомнительных акциях, тем более по телефону. Все просто. Но, что делать, если вас обманывает ни кто-то, а ваш собственный сотовый оператор?
Скажи мне, кто твой оператор
Сотовые операторы делают это чаще всего «без шума и пыли», опираясь на прописанные в договорах пункты. Неосведомленность о своих правах и обязанностях, халатность в выборе тарифа связи, легкомысленное подключение дополнительных услуг - всё это приводит к нулевому балансу на счету.
Мы сами притягиваем к себе мошенников своим халатным отношением к средствам на счёте. Именно на таких людей, которые не заморачиваются из-за нескольких десятков сомов, и рассчитывают современные грабители, заманивая клиентов в «мобильные ловушки». Конечно, цена вопроса не столь высока, однако, придав этому процессу некую систематичность, в итоге на счету компании оседает кругленькая сумма.
Уловок и схем у операторов связи нескончаемое количество. Умы целых маркетинговых отделов постоянно придумывают всё новые «привлекательные» предложения. Их цель - привлечь как можно больше клиентов, заинтересовать максимальным количеством услуг. Справедливости ради надо сказать, что не все операторы плохие и обязательно пытаются вас надуть. Но при этом надо понимать, что мобильные сети - не благотворительная организация, которая борется за мир во всем мире, а коммерческий проект, во главе которого лежит простой принцип: предоставление услуг за энную сумму. И если вы сами позволяете подключить себе ненужные программы, а потом еще и молча готовы их оплачивать, никто вас отговаривать не станет.
SMS на короткий номер
Один из способов лишиться честно заработанных денег - это известные всем телевикторины, во время которых девушки с экранов телевизоров предлагают за деньги отгадать слова, зашифрованные в ребусе. Для того, чтобы стать участником программы, необходимо дозвониться на указанный трехзначный телефонный номер и ответить на вопрос. Однако за дозвон в эфир со счета мобильного телефона «знатока» снимается определенная и достаточно немаленькая сумма. О чем, собственно говоря, информируется в самом низу экрана под номером, но буквы настолько мелкие, что разглядеть их зачастую не удаётся. К этой же категории «разводов» относятся и Интернет-услуги, предоставляемые после отправки sms-сообщения на указанный трехзначный номер, с которого, как обещают авторы, должен прийти код подтверждения.
С помощью коротких номеров (набор из четырех цифр) можно дозвониться в службу спасения, на популярные радиостанции, получить юридическую поддержку, вызвать такси и многое другое. Такие услуги предоставляют сторонние провайдеры по официальному договору с вашим оператором сотовой связи на взаимовыгодных условиях. За оказанные услуги каждому клиенту оператора сотовой связи провайдер услуг наверняка отчисляет какой-то процент с прибыли. Вы звоните по специально указанному номеру по соответствующему поводу. Информацию вам будет предоставлять человек. Подробно вас расспросит, возьмет минуту-другую на поиск ответов на ваши конкретные вопросы. А потом вы узнаете, что за разговор с вежливой девушкой со счета списали кругленькую сумму за 10 минут разговора! Обман? Да нет, все честно. При этом активно используются разные хитрые приемы по сокрытию информации о стоимости подобных услуг. Так, чтобы нельзя было привлечь к ответственности по статье «обман потребителя».
Роуминг в подарок
Один из самых распространенных случаев «надувательства» происходит в роуминге. Абонент едет, к примеру, на отдых, а чтобы не беспокоиться о пополнении баланса, кладет на счет мобильного телефона сразу крупную сумму денег. В итоге обнаруживается, что деньги исчезают, как только курортник пересекает границу. По возвращению домой он направляет оператору жалобу (или разморенный отдыхом и жарким солнцем вовсе не делает этого), в ответ получает извинения с ссылкой на возникшую техническую ошибку. Возвращать «долги» оператор, уверенный в том, что техническая ошибка - это весомый повод списать со счета абонента деньги, не любит, и по возможности затягивает процедуру возврата.
И если пользователь сотовой связи внимательно изучил свой тарифный план, и в курсе того, во сколько обойдутся ему звонки в роуминге, для него может стать «приятной» неожиданностью качество связи, которую предоставляет оператор своим выездным клиентам. Получается, что за каждый «оборвавшийся» и заново начатый звонок приходится платить дополнительные деньги, а разговор обрывается очень часто.
Еще одна уловка операторов - промо-акции. Это совокупность действий, направленных на продвижение нового продукта или услуги, которые воздействуют на целевую аудиторию (потенциальных потребителей). Воздействие может быть информационное и стимулирующее. К последнему относятся: бесплатное распространение продвигаемого продукта или услуги. Но промо-акции, как правило, носят краткосрочный характер. К примеру, ваш оператор предоставил всем своим абонентам, совершенно бесплатно, дополнительную услугу, назовем её условно, «музыка вместо гудка». Действие акции - 30 дней, по окончанию этого срока функция станет платной, в соответствии с указанным тарифом на предоставление услуги. А теперь посмотрите, что написано в договоре, который вы заключили со своим оператором. Выписка текста из договора на предоставление услуг сотовой связи отечественных операторов: «Потребление Абонентом услуг связи, заказанных путем набора установленного номера доступа, или подключенных Оператором, либо продолжение Абонентом потребления услуги связи после окончания промо-акции, согласно которой услуга предоставлялась бесплатно (при отсутствии письменного или иного отказа Абонента от пользования такой услугой на возмездной основе), считается согласием Абонента с условиями оказания и тарифами услуг связи, и согласием получить и оплатить данные услуги».
Что это значит? А то, что оператор может навязать вам по своему желанию любую дополнительную услугу, на правах промо-акции, то есть бесплатно. Но если по окончанию действия акции вы не откажетесь от услуги, тогда вы будете за нее платить.
Недавно абоненты компании MegaCom получили sms-уведомление о том, что им по умолчанию подключена услуга «Предоплатный роуминг» совершенно бесплатно. С точки зрения закона все нормы соблюдены. Однако необходимо помнить, что бесплатно лишь подключение услуги, а вот за пользование этой самой дополнительной услугой придется платить в соответствии с установленными тарифами.
«Согласно законодательству Кыргызской Республики, начиная с 8 марта 2014 года для получения услуг радиотелефонной (сотовой) связи, абоненту в обязательном порядке необходимо заключить договор на предоставление соответствующих услуг с любым оператором страны. (Постановление правительства КР от 17 февраля 2014 года «Об утверждении правил оказания услуг подвижной радиотелефонной связи»)».
Несмотря на то, что согласно нововведениям, отечественным сотовым компаниям строго-настрого, вот уже как два месяца, запрещено продавать сим-карты без документов, некоторые пренебрегают законом.
По словам обратившегося в редакцию читателя Алексея, он на момент принятия закона «О мобильной связи» в КР находился за пределами страны.
- Вернулся через три месяца из командировки, мне понадобилась ещё одна сим-карта. Друзья рассказали о новых правилах и настоятельно рекомендовали взять с собой паспорт для покупки номера. Я так и поступил. Пришел в ЦУМ, подошел к одному из прилавков, точно не помню к какому, где девушка любезно поинтересовалась, чем мне помочь. Сказал, что хочу приобрести номер оператора MegaCom. Не успел я одуматься, как она уже вставила новую симку в телефон. Я спросил, какие документы нужно предъявить, но она сказала: «Оплатите 120 сомов! И всё!»
- Как защитить себя от недобросовестного оператора?
- Прежде всего внимательно читать договор.При нарушении прав абонентов потребители могут обратиться:
1.В орган по правам потребителей при местной госадминистрации (но, к сожалению, они есть не во всех городах республики).
2.В Государственное агентство связи.
3.В суд.
Я рекомендую последний вариант по трём причинам: решение суда обязательно к исполнению. Его исполнение за вас будут требовать судебные исполнители. Государственной пошлиной такие иски не облагаются. В суде также можно требовать выплаты морального ущерба (что невозможно при обращении в госорган).
- Покупка сим-карты по паспорту - это хорошо или плохо?
- Я одобряю процедуру оформления сим-карт по договорам, поскольку в последнее время очень участились случаи угроз, мошенничества, выполненных с помощью незарегистрированных симок. Это нововведение в разы сократит факты и усилит ответственность людей за свои телефонные аппараты, которые они часто доверяют третьим лицам.
На вопросы отвечал Владимир ПЛУЖНИК, Директор Единого Правового Центра «ВИГЕНС».
Аргументы и факты-Кыргызстан, №20, 2014 год
Комментарии