В Кыргызстане ежегодно жертвами сексуального насилия становятся сотни людей. Сколько из них детей - доподлинно неизвестно. К сожалению, в республике нет официальной статистики по случаям педофилии. Если ориентироваться на цифры неправительственных организаций, то ежегодно сексуальному насилию подвергаются более 100 детей, причём большая часть из них младше 10 лет.
По мнению экспертов, официальные данные сильно отличаются от реальной картины. Многое факты замалчивается родственниками. Всё дело в том, что наше общество не привыкло «выносить сор из избы». Рассказывать о своих проблемах и жаловаться считается постыдным. И пока ситуация не изменится, педофилы будут и дальше продолжать издеваться над несовершеннолетними с молчаливого согласия общества.
Перелом руки, сломанные рёбра, 12 ножевых ранений лица и тела обнаружили врачи детской клинической больницы №3 у трёхлетней малышки, доставленной в отделение 25 апреля 2013 года. Четыре дня девочка находилась в реанимации без сознания. Всё это время сотрудники правоохранительных органов вместе с врачами выясняли, что случилось с ребёнком?
Результаты экспертизы подтвердили самые страшные догадки врачей - девочку изнасиловали. Ещё более ужасающее заявление сделали следователи: насильник - родной отец малышки. Главным свидетелем по делу выступила мать девочки, которая позже отказалась от обвинений в адрес мужа и даже забрала заявление. В СМИ появилась информация, что женщина сделала это под давлением со стороны родственников. Однако, несмотря на все попытки родни замять дело, 26 июня 2014 года Первомайский суд приговорил 29-летнего Усена Сакатаева к 24 годам тюрьмы.
Очередной жертвой педофила-извращенца стал двухлетний Алтынбек (имя изменено) из села Озёрного. В тяжёлом состоянии 10 января сего года мальчика в 3-ю детскую больницу привёз родной отец. Малыш находится в коме до сих пор.
Врачам мужчина объяснил, что ребёнок упал с лестницы и потерял сознание. Однако при осмотре пострадавшего у медиков возникли сомнения правдивости слов папаши. Соответствующие органы занялись проверкой инцидента, которая показала, что многочисленные ссадины и гематомы на теле ребёнка не что иное, как следы жестокого обращения. И милиция, и врачи уверены, что малыша неоднократно избивали. Кроме того, у медиков возникли подозрения, что над Алтынбеком надругались. Отец малыша заявил, что разрывы анального прохода - это следствие неоднократного применения клизмы. Споры разрешила независимая экспертиза, которая установила факт изнасилования.
По подозрению в совершении сексуального насилия задержаны дядя и тётя двухлетнего Алтынбека. Как выяснилось, именно они занимались воспитанием ребёнка после того, как его родители разошлись.
Эта история вызвала волну возмущения в обществе. В Интернете появилась петиция за ужесточение наказания за педофилию. Вышедшие на главную площадь во вторник, 20 января, гражданские активисты потребовали от властей принятия решительных мер. Большинство кыргызстанцев настаивают на применении в отношении педофилов смертной казни.
В Кыргызстане защитой прав и интересов детей занимаются 15 неправительственных организаций, отдел поддержки семьи и детей, а также министерство социального развития. И, несмотря на это, в стране продолжается насилие над детьми. Причин много - неэффективная работа институтов, недостаточность детских НКО, размытое понятие защиты детей.
Ещё в 2012 году ряд депутатов выступили за внедрение должности Детского омбудсмена. Инициатива принадлежала Ширин Айтматовой. Но президент КР её не поддержал, а депутаты против решения главы государства пойти побоялись. Законопроект «Об омбудсмене» был отложен в долгий ящик.
Последние события вновь подняли наружу несовершенство законодательства в защите интересов детей. Глава государства поручил разработать меры по пресечению фактов жестокого обращения с несовершеннолетними.
- Дети должны быть под полной нашей защитой. Только через бережное отношение к детям, а также заботу об их здоровье и будущем мы сможем построить свободный и процветающий Кыргызстан, - заявил Атамбаев.
Сегодня многие припоминают главе государства не принятый закон «Об омбудсмене». Спустя три года, идея внедрить должность детского омбудсмена вновь приобрела актуальность.
Пока власти республики просчитывают во сколько бюджету обойдётся химическая кастрация и обсуждают вариант пожизненного заключения, сотни маленьких кыргызстанцев каждый день находятся в зоне риска. Психологи рекомендуют родителям ещё раз напомнить своему ребёнку правила поведения вне дома.
Мамы и папы всегда должны знать где находится их ребёнок. Необходимо познакомиться с его учителями и друзьями, записать их телефоны.
Если вы стали свидетелем неоднозначной ситуации на улице - остановитесь, удостоверьтесь, что всё в порядке - это может спасти жизнь маленькому человеку.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
ЕСЛИ ваш ребенок подвергся сексуальному насилию, то во многом его психическое здоровье зависит от вашей реакции. Есть несколько правил, соблюдая которые, вы поможете ему с меньшими потерями пережить случившееся:
СПОКОЙНО поговорите с ребёнком. Постарайтесь узнать точные факты, но не давите, не вымогайте исповедь насильно. Внимательно вслушивайтесь в то, что ребёнок говорит сам, добровольно.
УСПОКОЙТЕ ребенка. Дайте ему понять, что вы его любите и ни в чем не обвиняете, избавьте его от чувства стыда и вины.
БУДЬТЕ честны. Скажите ребёнку, что вы собираетесь делать, и спросите его, согласен ли он с вашими намерениями (например, пойти к врачу или в милицию).
И, КОНЕЧНО ЖЕ, обратитесь за профессиональной и медицинской помощью.
Начиная с 2010 по 2013 года, в Кыргызстане было совершено 1302 изнасилования. К сожалению точных цифр, сколько среди них случаев в отношении малолетних детей нет. Добавим, что реальное наказание получили чуть больше половины насильников и педофилов, всего 685 осуждённых за тот же период. По данным Национального статистического комитета, по состоянию на 1 января 2014 года в республике 36,3% всех совершённых преступлений не раскрыты.
Каждая пятая жертва убийств в мире - это ребёнок или подросток.
Эркин ТУРАЛИЕВ, журналист:
Честно говоря, я не знал, что сегодня будет проходить подобная акция. Но полностью поддерживаю требования митингующих. В Кыргызстане просто необходимо ужесточить наказания за такие преступления. На мой взгляд, нет смысла содержать педофилов на деньги налогоплательщиков, их надо сразу расстреливать.
Сухраб, студент:
Мне небезразлична судьба маленьких кыргызстанцев. Я не согласен с наказанием, которое сегодня предусматривает наше законодательство для педофилов. Моё мнение - маньяки и убийцы не достойны жить.
Данияр, будущий юрист:
Убивать таких нелюдей надо! Конечно, есть риск того, что может пострадать невиновный человек, но другого способа борьбы с педофилами просто нет. А если осудят невиновного, пусть несут ответственность судьи и прокуроры. Это они выполнили свою работу недобросовестно и непрофессионально.
Мээрим ЮСУПОВА, гражданский активист:
Будь моя воля, всех бы педофилов и маньяков расстреляла! Я понимаю, что власти не пойдут на возвращение смертной казни. Существующий сегодня закон слишком мягкий, мы требуем его ужесточения. Пусть сидят пожизненно, без права на амнистию.
Депутаты и президент разделяют взгляды населения - ужесточение мер необходимо. Речь о возвращении смертной казни не идёт. Парламент обсуждает возможность применения пожизненного тюремного срока и химической кастрации в отношении педофилов.
Ширин Айтматова, депутат ЖК КР: Я думаю, что тогда законопроект о внедрении должности детского омбудсмена не прошёл по целому ряду причин. Сегодня я могу признать, что в тот момент документ был сыроват. Именно поэтому лицам, заинтересованным в том, чтобы закон не прошёл, удалось убедить большинство депутатов проголосовать против его принятия. Ярым противником моей инициативы в 2012 году выступил тогда ещё действующий омбудсмен Турсунбек Акун. Не могу утверждать, но думаю, его протест был вызван, нежеланием отдавать часть своих полномочий, в результате чего ему бы урезали бюджет.
Сегодня я по прежнему убеждена, что идея создания уполномоченного по правам ребёнка была верной. За два года я не увидела со стороны института «взрослого» омбудсмена активной работы по защите прав наших маленьких граждан. В республике этим занимаются соцработники, но их работу никто не контролирует, а это необходимо.
Ребёнок подвергается жестокому избиению и сексуальному насилию, и никто об этом не знает или не хочет знать? А нянечки в детсадах, участковые врачи, соцработники? Если они видели у малыша следы жестокого обращения и не сообщили об этом в соответствующие органы, их надо тоже наказывать.
Аргументы и факты-Кыргызстан, №5, 2015 год
Комментарии