В Кыргызстане, по словам чиновников, плата за коммунальные услуги в сравнении с другими странами СНГ самая низкая. При этом они замалчивают о качестве предоставляемых услуг. Возьмём, к примеру, температуру горячей воды. Многим знакома ситуация, когда утром из крана горячей воды бежит чуть тёплая. насколько она должна быть горячей в точке разбора и стоит ли платить за некачественный «товар»?
ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ
В редакцию пришло письмо, в котором читатель просит разобраться с проблемой горячего водоснабжения в его многоквартирном доме.
По словам мужчины, по утрам в летнее время для того, чтобы из крана пошла горячая вода, нужно слить литров 60 (минимум). Жители обратились с претензией в ОАО «Бишкектеплосеть», где им ответили, что спускать воду в этот период времени необходимо! С началом же отопительного сезона, ситуация изменилась в противоположную сторону, теперь из холодного крана, чтобы пошла пригодная для питья и приготовления пищи вода, приходится сливать по два ведра кипятка. Жители дома № 31а задаются вопросом, почему они должны платить за некачественный сервис?
Корреспондент попыталась разобраться в ситуации и обратилась к независимому специалисту - сантехнику Артёму Павлову, который рассказал, что иногда проблемы с горячим водоснабжением возникают по вине самих жильцов. Обстоятельства, в которых оказались горожане, по всей вероятности, связаны с перетоком горячей воды в трубу с холодным водоснабжением.
- Если из крана горячей и холодной воды идёт кипяток, то значит, у кого-то из жильцов дома неправильно подключён титан или бойлер, - пояснил специалист. - Неправильно установленный нагреватель, не закрытые вентиля - это самые распространённые причины, из-за которых происходит так называемый «подмес» - это когда горячая вода переливается в трубу с холодной и наоборот. Хотя причина может быть и в другом. Например, если кто-то из «добропорядочных» соседей использует горячую воду для отопления, как вариант - тёплые полы. Ещё «виновниками» проблем горячего и холодного водоснабжения становятся неисправные, либо без обратного клапана однорычажные смесители, или кран с душем.
- Как обратный клапан влияет на систему водоснабжения в многоэтажке?
- Обратный клапан - это разновидность автоматических предохранительных устройств, предназначенных для предотвращения обратного потока в трубопроводе при падении в нём давления ниже нормы, - пояснил Артём Павлов. - Когда его в системе нет или какой-то из смесителей неисправен, неправильно установлен, то горячая вода может передавливать холодную. Для того, чтобы выяснить причину возникающих проблем нужно обратиться к своему домкому с просьбой организовать внеплановую проверку всех квартир, в ходе которой опытный сантехник при осмотре легко выявит куда «утекают» деньги жильцов.
ЗОНА ОТВЕТСТВЕННОСТИ
К слову, хотим обратить Ваше внимание на то, что ответственность ТСЖ или управляющей компании, которая обслуживает ваш дом, заканчивается ровно после запорного вентиля в вашу квартиру. За всё что принадлежит собственнику квартиры отвечает он сам, в том числе и за установку непроектных сантехнических приборов.
Решать проблему с горячей водой коммунальщики предлагают жильцам многоквартирных домов самостоятельно, а именно - сливать воду!
«По окончанию отопительного сезона в летний период подача горячей воды от ТЭЦ в жилые дома осуществляется с использованием одного трубопровода без циркуляции в системе горячего водоснабжения. Такая схема рассчитана на постоянное и равномерное использование горячей воды потребителями. При малом и непостоянном потреблении воды в течение суток происходит её остывание в трубопроводах, вплоть до теплового пункта. Чаще всего, это происходит в утренние часы, после ночного отсутствия водоразбора в доме. В связи с этим, для достижения необходимой температуры горячей воды в кране, требуется некоторое время для её слива, - информирует ОАО «Бишкектеплосеть»».
Сливать, конечно, можно, но у многих установлены счётчики и вылитые в канализацию кубометры воды обойдутся владельцу жилплощади по полной стоимости горячей воды - 48,55/куб.
Еще одна уловка, которую использует «Бишкектеплосеть» - организация не указывает точное время слива, в течение которого потребитель должен получить воду положенной температуры. К примеру, в законодательстве РФ это чётко прописано:
«Перед определением температуры горячей воды в точке водозабора производится слив воды в течение не более 3 минут. При этом расход воды должен составлять не менее 2 литров в минуту, - утверждено Федеральной службой Роспотребнадзора от 12 июля 2011 года и постановлением правительства РФ № 354 от 6 мая 2011 года».
Получается для того, чтобы россияне получили горячую воду температурой 60°C, им нужно слить от 6 до 7,5 литров. Жильцам же дома № 31а в 8 микрорайоне, по словам Дмитрия Стаценко необходимо отправить в канализацию не менее 60 литров воды. Переведём литры в деньги, получим 2,5 сома. Даже если предположить, что сливать горячую воду приходится только утром, в месяц набегает 75 сом.
«Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу (подъезды, межквартирные лестничные клетки и площадки, лестницы, коридоры и т.д.), а также в издержках по его содержанию и сохранению, - говорится в статьях 247и 269 Гражданского кодекса КР».
Что это значит? А то, если в квартире не установлен водомер, то вам начисляется плата по норме потребления воды (160 литров горячей воды на 1 человека в сутки) + часть всех общедомовых излишков (в том числе и слив горячей воды).
ДАЁШЬ ПЕРЕРАСЧЁТ
Между жильцами дома № 31а и ОАО «Бишкектеплосеть» заключён типовой договор на снабжение тепловой энергией. Опустим предисловие документа и сразу обратимся ко 2 пункту договора: «Обязанности сторон»:
«Поставщик обязан (в данном случае ОАО «Бишкектеплосеть» прим. автора) обеспечивать потребителя горячей водой с температурой не ниже 57°C, подаваемой к технически исправным водозаборным точкам (кранам, смесителям)».
Что это значит? А то, что потребители могут отказаться от услуг компании и потребовать перерасчёта, так как в летнее время по данным самого ОАО «Бишкектеплосеть» организация в целях экономии осуществляет подачу горячей воды в жилые дома с использованием только одного трубопровода без циркуляции в системе горячего водоснабжения. При такой схеме работы температура горячей воды, которая поступает в трубопровод не поддерживается. И поэтому платить по полному тарифу потребитель не обязан.
В Кыргызстане отношения между коммунальщиками и потребителями регулируется законом КР «О защите прав потребителей». В нём чётко сказано, что потребитель имеет право на получение достоверной информации о товаре или услуге, предоставляемый продукт должен быть безопасен, а также надлежащего качества. В случае, если права потребителя были нарушены, он имеет право в судебном порядке требовать моральную компенсацию, а также вернуть деньги за некачественный товар. Горячая вода ниже нормы вполне может стать поводом для разбирательств.
Однако, если вы решились судиться с коммунальной компанией, то тут не всё так просто. Как это часто бывает, буквально перед приходом комиссии у вас из крана начнёт течь горячая вода. Скажите закон подлости? Ничего подобного! Это просто коммунальщики подсуетились, так сказать, нужный вентиль подкрутили. Поэтому хорошо, если все подвалы закрыты на ключ, который хранится у домкома. Это гарантия того, что никто ничего не подкрутит. С актами комиссии нужно обратиться в компанию, которая предоставляет вам услуги, может они проявят сознательность и добровольно сделают перерасчёт. Если нет, советуем воспользоваться услугами юристов специализирующихся на защите прав потребителей.
Владимир ПЛУЖНИК, директор правового центра «ВИГЕНС»:
- В Кыргызстане действуют правила пользования тепловой энергией, которые утверждены постановлением правительства КР (от 14 марта 2012 года №72), - пояснил Владимир ПЛУЖНИК. - Согласно документу, поставщик обязан обеспечивать температуру воздуха в жилом помещении не ниже +18°C , если отопительные приборы соответствуют тем, которые предусмотрены проектом, и потребитель выполнил мероприятия по утеплению жилья. Что касается горячей воды, то согласно правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, температура горячей воды в точке разбора (то есть в квартирном кране) должна быть не менее 57 градусов. Для открытых систем централизованного теплоснабжения допустимы некоторые отклонения в точке разбора. В документе не указано о необходимости «слива», в связи с чем потребитель имеет право на уменьшение стоимости услуги согласно статье 37 закона КР «О защите прав потребителей». Люди должны уведомить о том, что им оказывают некачественную услугу, и о своём желании произвести перерасчёт - таков порядок. В своей адвокатской практике наша компания постоянно сталкивается с разрешением споров между потребителями и коммунальщиками.
Капля сом бережёт!
1. Не оставляйте кран открытым без нужды.
2. При чистке зубов используйте стакан с водой, вместо отрытого крана.
3. Мойте посуду в раковине с закрытым пробкой сливом.
4. Мойте машину, используя ведро, а не шланг.
5. Не используйте при стирке, мытье посуды или машины много чистейшего средства или порошка.
6. Установите на душе экономичный рассеиватель с меньшим размером отверстий.
7. Стирайте бельё только при полной загрузке стиральной машины.
8. Установите счётчик с термодатчиком на горячую воду.
Все эти нехитрые правила помогут вам сэкономить до 500 литров воды.
Аргументы и факты-Кыргызстан, №09, 2015 год
Комментарии