В Кыргызстане около 250 тысяч человек работают с химическими веществами, причем 35-40 % рабочих мест не соответствуют требованиям безопасности. Более того, прослеживается тенденция роста по применению пестицидов в республике, что наносит вред окружающей среде и здоровью кыргызстанцев.
По словам ведущего специалиста Департамента профилактики заболеваний и государственного санэпидемнадзора Минздрава КР Нины Вашневой, несмотря на принятие более чем 25 законов и 15 подзаконных актов, до сих пор нет единого закона, регулирующего управление химическими веществами. Не имеется точной информации о том, сколько ввозилось, как и где использовалось, утилизировалось (и утилизировалось ли вообще?!) химических веществ в 80-90-е годы прошлого века, а также в 2000-ные годы уже века нынешнего.
Так происходит, по мнению Нины Сергеевны, потому, что функции надзора за управлением химических веществ наряду с другими передавались несколько раз от ведомства к ведомству.
- Сейчас эти функции переданы Госинспекции по экологической и технической безопасности, но нормативы еще к ним не пришли, а Госсанэпиднадзор уже не имеет права заниматься этими вопросами. Такое «безвременье» чревато негативными последствиями для граждан страны, - заметила специалист.
Нелегальный ввоз пестицидов, неконтролируемый государством оборот и длительное их применение привели к их накоплению в почве, воде и окружающей среде.
Так, по результатам одного из эпидемиологических исследований, пестициды способствуют ухудшению состояния здоровья женщин и мужчин Ошской и Баткенской областей, где отмечается высокий уровень бесплодия. Их же влиянию, а также хлорорганическим соединениям врачи приписывают рост онкологических заболеваний среди населения в Бишкеке, врожденных аномалий у детей до 14 лет в обеих столицах страны – северной и южной, а также бронхиальной астмы – в Чуйской и Баткенской областях. Пестициды опасны еще и тем, что накапливаются в органах и тканях, богатых жирами и липидами.
Специалисты отмечают, что не мешало бы провести более обширное исследование о влиянии СОЗ (стойких органических загрязнителей) на здоровье населения в экологически неблагоприятных регионах республики.
Хотя намечаются и положительные сдвиги в этом направлении: в прошлом году межведомственной рабочей группой при поддержке ПРООН были начаты работы по маркировке химических веществ, соответствующих международным стандартам, разработана дорожная карта по управлению химическими веществами. Планируется в скором времени начать вести учет химических веществ, ввозимых на территорию Кыргызстана, на таможне с созданием базы данных.
Государство - частнику не указ
В то же время ситуация с минеральными удобрениями, как нам рассказали в Департаменте химизации и защиты растений Министерства сельского хозяйства и мелиорации, складывается по-иному. Как показал мониторинг почвы (проводимый ежегодно начиная с 2008 года), наши земли прилично истощены. Например, на юге есть брошенные земли, из которых человек вытянул все “соки” и оставил их в таком состоянии, истощенными, умирать. Можно представить, как деградировали наши земли, если учесть, что ежегодно в нашу страну завозится всего около 100 тысяч тонн минеральных удобрений, из них в прошлом году 10 тысяч тонн пришлось на аммофос и суперфосфат, остальные 90 тысяч тонн - аммиачная селитра. Этого недостаточно для нашей республики. Калийные удобрения не завозятся вообще, причем уже на протяжении как минимум десятка лет. Так происходит по разным причинам: из-за недостатка агрознаний, либо денежных средств у наших фермеров (не зря наши крестьяне называют удобрения «золотыми»), из-за отсутствия централизованных государственных поставок удобрений и т.д.
- Сейчас поставками удобрений занимаются только частные фирмы-поставщики, которые завозят их из России, Казахстана, Узбекистана. Особой популярностью пользуются узбекские удобрения, цены на них самые приемлемые для фермеров. При этом, поставщики ориентируются на спрос, не хотят рисковать. Мы ежегодно предлагаем фермерам калийные удобрения, но почему-то они их не заказывают. Вообще нужна золотая середина: и переизбыток, и недостаток каких-то удобрений опасен, нужен комплексный подход. И нельзя сказать, что фермеры наши брошены на произвол судьбы или находятся в инфомационном вакууме. Существуют различные обучающие проекты, организованные для наших фермеров международными организациями. В межрайонных инспекциях по химизации и защите растений у фирм-поставщиков также можно получить консультацию и всю необходимую информацию по удобрениям и химикатам. Но все равно кыргызстанские фермеры поступают как хотят. Не все, конечно, есть и грамотные хозяйственники, - рассказала нам Махмира Ахметова, и.о. завотделом химизации и регистрации агрохимикатов департамента.
В результате получается, что в каких-то районах страны наблюдается переизбыток азота и фосфора, как, например, в Чуйской области, а в каких-то - их недостаток, а также повсеместное «недовложение» калия. Именно к таким выводам пришла контрольно-токсикологическая лаборатория Департамента химизации и защиты растений. Однако перебороть ситуацию пока Минсельхоз не в силах, государство - частнику не указ.
Осторожно «Яд»
Cитуация же с ядохимикатами на сегодня выглядит плачевной. Так, по данным все того же Департамента химизации и защиты растений, наш рынок просто перенасыщен пестицидами на 150% при потребности страны в них в объеме 400-420 тонн в год (в основном приобретаются пестициды китайского производства). И хотя, по словам специалистов, современные средства химзащиты растений от сорняков и вредителей более щадящие, пестициды – они и в Африке пестициды, и вреда от них все же больше.
Наши предприимчивые фермеры додумались даже до нового вида бизнеса. Как рассказал Алмаз Алакунов, начальник отдела защиты растений и регистрации пестицидов Департамента химизации и защиты растений, судя по архивным данным советского периода, у нас хранятся в ядомогильниках порядка 2000 тонн устаревших пестицидов (!) еще советского производства. (По некоторым данным, на территории страны содержится 3000 тонн вышедших из употребления пестицидов.) Тех самых, от которых гибли насекомые, грызуны и даже птицы, еще в далекие 70-е годы прошлого века их сняли с производства в СССР как самые опасные. Однако, по некоторым данным, их продолжали активно использовать и в 80-е годы, обрабатывая хлопчатник, сахарную свеклу, табак, зерновые культуры, сады, виноградники, пастбища, овощи. Нынче же, эти ядомогильники в Сузакском районе Джалал-Абадской области и Кочкорском районе Нарынской области фермеры раскапывают и… продают опасные химикаты в соседний Узбекистан, где они просто нарасхват из-за своей убойности. А некоторые, наверняка, используют их в своем хозяйстве – зачем бесплатному добру пропадать? В каком состоянии нынче находятся эти ядомогильники, точно неизвестно. Не случайно весной прошлого года произошел неприятный и опасный инцидент: смытые дождем пестициды из ядомогильника в Джалал-Абадской области попали в воду, в результате отравился скот.
Еще 100 тонн, вышедших из употребления пестицидов, находятся во временном хранилище в Оше. Удручает и другой факт: никто действия фермеров не контролирует. Как, что и в каких количествах они используют при выращивании урожая, никто, кроме них самих, не знает.
Пробы на наличие в почве пестицидов и прочих загрязняющих ее веществ не берутся, поскольку государством денег на это не выделяется. А принудительного анализа на наличие в почве пестицидов в нашей стране не предусмотрено.
И как знать, не едим ли мы проданный нам сегодня помидор, который только вчера щедро опрыскали химикатами, нарушив все правил пользования ими и технику безопасности?
Аргументы и факты-Кыргызстан, №5, 2014 год
Комментарии