Недавно президент республики Алмазбек Атамбаев удивил общественность заявлением, что «раньше у кыргызов были только штаны и нижнее бельё, а в Европе все ходили в платьях», добавив к этому, что «был крайне удивлён тем фактом, что раньше у рыцарей не было штанов и нижнего белья». Ну, раз уж глава страны затронул столь щепетильную тему, корреспондент АиФ-Кыргызстан решила разобраться в этом вопросе и расставить точки над I в вопросе ношения белья благородными мужами средневековья.
Когда речь заходит о средневековых рыцарях, воображение тут же рисует героев в сверкающих латах и со знаменем в руке, ну или, на худой конец, мужчину, закованного с ног до головы в железо.
За ответами я отправилась туда, где о таких вещах знают не понаслышке - в клуб исторической реконструкции «Гвардия».
Назад в прошлое
«Гвардия» в Бишкеке существует уже не первый год - энтузиасты-любители средневековых сражений ещё в 2005 году впервые начали собираться вместе, вооружившись ролевыми мечами и вдохновившись фильмами, учебниками, а также книгами-фэнтези о сказаниях романтического периода истории. Со временем количество членов клуба то увеличивалось, то уменьшалось, но, тем не менее, на сегодня количество любителей ролевых игр в нашем городе насчитывает около ста человек. Причём наши ребята не только куют доспехи по эскизам средневековья и практикуются в ударах мечом, но ещё и участвуют в соревнованиях с единомышленниками из соседних стран. Но обо всём по порядку.
Надо сказать, что нашим рыцарям не занимать силы духа и целеустремлённости - расположился клуб в старом зале одного из институтов. Здесь несколько раз в неделю бишкекские любители средневековья оттачивают силу и ловкость. В этом небольшом помещении царит дух труда и упорства, правда отличает его от самодельного спортзала пара особенностей - спортсмены в конце занятия облачаются в щиты и шлемы, довольно весомо колотят друг друга тренировочными палками, а порой и мечами, защищаясь от ударов противника щитом.
И до чего же велико было моё удивление, когда ко мне на встречу вышла хрупкая девушка Юлия ХИЖНЯКОВА, младший тренер клуба, большой любитель и эксперт в области средневековья.
Деликатное тело
Как представитель клуба, призванного повышать престиж рыцарства, Юлия с радостью согласилась развеять все нелицеприятные мифы о жизни средневековых воинов.
- То, что рыцари ходили без трусов, это, конечно, миф. Этому всему есть доказательства, подтверждения - гравюры, исторические находки и так далее, - отметила она.
В доказательство Юлия выложила комплект того самого белья, пошитого умельцами «Гвардии» по выкройкам из исторических музеев - просторную хлопковую рубаху и штаны. Как выяснилось, название «рубахи» - камиза. Её изготавливали из полотна, носили с поясом. У мужчин камиза доходила до середины бедра, у женщин - до пола.
Ещё одна деталь белья, они же - штаны до колен, они же - кальсоны, они же - трусы. Но точное их историческое название - брэ. Брэ были распространены среди кельтских и германских племён в античный период, позже их переняли европейцы.
- Рыцари надевали брэ как под доспехи, так и под повседневную одежду, потому что без трусов ходить довольно-таки тяжко. Как вы можете заметить, они ощутимо покрывают тело, в них удобно ездить на лошади, так как сшиты таким образом, что в них можно даже сесть на шпагат, не повредив комплект, - отметила Юлия. - Подобную одежду можно найти в находках времён викингов, рыцарей и т.д. Наш клуб занимается реконструкцией одежды рыцаря конца XIV-начала XIX веков. Но подобные вещи были в обиходе на протяжении предыдущих 10 столетий и далее в древности. Нижнее бельё - элементарнейшая вещь. Мы это берём не с потолка, а опираемся на музейные находки, исследования гравюр. Подобные вещи встречаются фактически во всех культурах мира. Я больше специализируюсь на европейской культуре, а ребята, которые занимаются реконструированием костюма азиатского воина, включая бельё, могут подтвердить, что их нижняя одежда состояла из шароваров и свободной рубахи.
Золотые латы
Разобравшись с основной волнующей нас темой, я решила не останавливаться на достигнутом и пошла дальше знакомиться с самой красивой частью гардероба средневекового бойца, - доспехами. К тому же, представилась возможность воочию рассмотреть стальную броню: мастера исторического клуба тщательно сооружают доспехи по тем же музейным гравюрам.
Среди небольшой коллекции клуба - исторически приближённые доспехи воина золотой орды, включая монгольский панцирь «хатанга-дегель», состоящий из пластинок, просверленных в определенном порядке и пришитых к основе, а также доспехи воина кавалерии, отличающиеся лёгкостью и сравнительным удобством. Они изготовлены так, что в полном комплекте можно спокойно сесть и на корточки, и на лошадь. Также мне показали элемент доспехов пехотинцев - бриганту, которая состоит из пластин, наклёпанных под суконную или стеганную льняную основу. Основа рыцарских бригантин нередко покрывалась бархатом или другими дорогими и красивыми тканями, иногда с гербами, а заклёпкам придавалась декоративная форма. Бриганту надевают, перекинув через голову и застегнув на пряжки.
Несмотря на то, что доспехи бишкекских мастеров выглядели добротно и походили на то, что мы обычно привыкли видеть в голливудских исторических кинокартинах, Юлия призналась, что выполнены они с некоторыми допущениями.
- Доспехи мы сверлим сверлами, работаем болгаркой, что, конечно, несколько отличается от процесса их изготовления в средние века. Исторично все повторить мы не можем и не собираемся, потому что для нас это, скорее, спортивное увлечение.
Распространённый миф о том, что доспехи рыцаря весили чуть ли не тонну, Юлия также опровергла.
- Ни один нормальный человек, даже ростом 2,5 метра и весом, допустим, 200 килограмм, не сможет существовать в 100-килограммовых латах. Разве только они будут сделаны из мрамора. Все доспехи, которые мы изготавливаем, очень удобные. В своём полном комплекте я могу встать на мостик. Для того, чтобы носить доспехи, единственная подготовка, которая нужна - это сильные мышцы спины и осанка, ведь конструкция доспехов не позволяет горбиться. Но главную сложность представляет ношение шлема, потому что в нём почти ничего не видно и очень тяжело дышать. Всё остальное можно носить весь день, хоть это и не очень полезно, - отметила она.
Боевой комплект
Показали мне и коллекцию оружия «Гвардии» - ролевые мечи, которые, в отличии от оригинальных, имели не острые, а затупленные клинки, и щиты с нешуточными повреждениями от тренировочных и показательных боёв.
Осматривая всё это добро, я поинтересовалась у Юлии о ещё одном распространённом мифе - весе мечей. Этот вопрос, стоит заметить, вызвал бурю негодования у младшего тренера.
- Одна женщина сказала мне, что у Дмитрия Донского был клинок в 42 килограмма. Я, как человек кое-что понимающий в таких вещах, даже не могу представить себе, из какого материала могло быть сделано это чудо природы. Ведь ни один человек, даже очень сильный, не сможет им воспользоваться. В среднем лимит веса меча составлял 1500-1800 грамм. Даже богато украшенные бриллиантами и золотом клинки, которые клались в могилы, никогда не использовались в бою, не превышали десятикилограммового порога.
В довершение этой познавательной экскурсии Юлия сама вызвалась поставить под сомнение последний миф о рыцарях.
- Что касается того, что рыцари были глупыми, потому что их часто били по голове, - отрицать не могу. Но в наше время доказать это или опровергнуть уже довольно сложно. Мы, члены исторического клуба, иногда тоже наносим друг другу удары по голове, но не так часто, поэтому , наверное, и интеллект у нас сохранился, и мозги на месте, - смеётся она. - По крайней мере, для того, чтобы делать вещи, которые многие люди сделать не могут, а также хранить и передавать знания, которые большинство людей, при всей доступности, не удосуживаются проверить! 30 октября в 12:00 в Карагачёвой роще пройдёт фестиваль «Осень средневековья», где каждый желающий сможет познакомиться с образцами реконструкции снаряжения воина средневековой Европы, Золотой Орды, Руси и представителей казачества. В программе также ставшие уже традиционными турнирные состязания. А массовые сражения помогут вам с головой погрузиться в историю военного искусства ушедших эпох.
Аргументы и факты-Кыргызстан, №43, 2016 год
Комментарии