четверг, 21 ноября 2024
КОНСТИТУЦИОННЫЙ «UPGRADE» — Центральноазиатский информационный портал «News Asia»

Народный репортер

Напишите нам

Обзоры / Андрей РусаковRSS

КОНСТИТУЦИОННЫЙ «UPGRADE»

КОНСТИТУЦИОННЫЙ «UPGRADE»

28 июня 2022 09:26    Просмотров: 4239

В Узбекистане объявлено о проведении референдума по поправкам в Конституцию, о которых говорил действующий президент Шавкат Мирзиеев в своем выступлении еще в ноябре прошлого года в рамках  своего вступления на должность.

В числе базовых изменений – отказ от смертной казни, совершенствование государственного управления и самоуправления  с четким определением статуса махалли и признание тезиса о том, что Узбекистан – социальное государство. Но одним из основных  факторов, по мнению Директора Центра европейско-азиатских исследований Андрея Русакова, является  возможность для Шавката Мирзиеева повторного выдвижения на выборах президента. При этом, срок президентских полномочий предлагается продлить с пяти до семи лет. Учитывая, что на политическом  пространстве Узбекистана нет лидеров, равнозначных Шавкату  Мирзиееву,  можно заранее сказать, что именно он  будет определять политический  и социально-экономический курс «звезды Востока» на предстоящие десятилетия, в том числе формат отношений с Россией и ЕАЭС.

«Хотя поправки в действующую  Конституцию Узбекистана могут вноситься и без референдума двумя третями  голосов обеих палат парламента, тем не менее Шавкат Мирзиеев предложил провести национальный референдум. Это показывает то значение, которое придает действующий президент самому факту предстоящих изменений и взятия на себя государством новых обязательств по отношению к своим гражданам. Конституционное признание Узбекистана социальным государством ставит перед властью, как бы то ни было,  необходимость выполнения большого количества социальных гарантий перед населением, особенно в контексте охраны здоровья, обеспечения жильем и создания условий для воспитания  и образования детей.

Понятно, что внесение этих норм потребует значительной  законодательной работы  и принятия  новых нормативных актов. Ни чуть не менее важными являются элементы оптимизации государственного управления с запретом хокимам одновременно возглавлять Кенгаши (представительные органы власти), что создаст принцип разделения властей на муниципальном  уровне. Местное самоуправление должно будет опираться на четкое определения понятия и полномочий махалли как отдельной от государства системы. В числе важных гуманитарных вопросов  и отказ от смертной казни. Все эти изменения Основного закона отражают новую социально-экономическую и политическую реальность Узбекистана, формирующуюся в период руководства страной Шавкатом  Мирзиеевым. В числе  основных ее  характеристик – и  определенная конкуренция между политическими партиями, и запрос на лидерство Узбекистана в  Центральной Азии.

Понятно, что поставленные цели требуют значительных  усилий по их реализации в части существующих и вновь возникающих угроз, в числе которых последствия пандемии, смена власти в Афганистане, конфликт России со странами коллективного Запада и многое другое. Но нет никаких сомнений в том, что факт  "обнуления" предыдущих сроков руководства  страной Шавкатом Мирзиеевым и получение им возможности повторного  выдвижения руководителем государства после исполнения текущих полномочий также  является одной  из основных   задач  референдума. При этом срок полномочий президента предлагается продлить с пяти до семи лет. Вряд ли у кого-то в Узбекистане вызывает сомнений факт того, что  Шавкат Мирзиеев  воспользуется этим шансом как политический лидер. Поэтому стоит признать, что именно Шавкат Мирзиеев будет определять  формат отношений Узбекистана с Россией и ЕАЭС в предстоящие десятилетия.

И многие направления дальнейшие направления сотрудничества будут ясны, судя по текущей ситуации, после завершения Россией Специальной военной операции. Пока, по словам пресс-секретаря президента Узбекистана Шерзода Асадова, в ее отношении "Узбекистан занимает взвешенную, нейтральную позицию". Это значит, что экономическое и гуманитарное сотрудничество между Россией и Узбекистаном сохраняется, что в сегодняшних реалиях уже можно считать позитивной новостью», – считает эксперт.

Я рекомендую 3 + Поделиться
Нравится

Самое интересное

Комментарии

Другие обзоры

 Андрей Русаков 

«ДИСТАНТ» ИЗ ЗВЕЗДЫ ВОСТОКА

Президент Узбекистана Шавкат Мирзиеев неоднократно подчеркивал, в том числе в Послании Олий Мажлису , что развитие Узбекистана в современное время может быть обеспечено только через создание человеческого капитала.

 Андрей Русаков 

АЗИАТСКИЙ ЭКСПРЕСС

В период пандемии Узбекистан артикулирует новую этику общения государства со своими гражданами и партнерами – открытость, сотрудничество и готовность прийти на помощь

О стране

Узбекистан - государство, расположенное в центральной части Средней Азии. Столица - Ташкент. Президент Узбекистана - Шавкат Миромонович Мирзиеев.

Сопредельные государства - на юго-востоке Киргизия, на севере и северо-западе Казахстан, на юго-западе Туркмения, на юго-востоке Таджикистан, на юге Афганистан.

Узбекистан не имеет выхода к морю. Наряду с Лихтенштейном, является одной из двух стран мира, для выхода из которой в Мировой океан необходимо пересечь территорию двух государств.

Территория Узбекистана была населена до X века преимущественно иранскими племенами, о чём свидетельствуют археологические находки инструментов труда и памятников в Фергане, Ташкенте, Хорезме, Самарканде и Бухаре. Первыми государствами, появившиеся на территории современного Узбекистана, были Согдиана и Хорезм.

Декларация о независимости современного Узбекистана принята 31 августа 1991 г. День Независимости отмечается 1 сентября.
Конституция была принята 8 декабря 1992 года.

Территория Узбекистана разнообразна, но большие пространства этой страны малопригодны для жизни: это пустыни, степи и горы. Города Узбекистана, вокруг которых сосредоточена жизнь народа этой страны, находятся в долинах рек.