Мероприятие предваряло санкт-петербургское заседание Высшего Евразийского экономического совета. Посольство Кыргызстана в России, руководство МГУ и его факультета госуправления, а также кыргызское сообщество в Москве приложили все усилия, чтобы собрать за одним столом не только дипломатов и делегатов от стран-участниц объединения и их правительств, но и министров и глав департаментов ЕЭК, экспертов и представителей стран, что в ближайшем будущем могут войти в ЕАЭС, но пока имеют с объединением зону свободной торговли - Сербии, Узбекистана, Вьетнама.
Прежним курсом
В ходе круглого стола одним из основных вопросов для обсуждения были перспективы в ЕАЭС не только будущих членов союза, но и Кыргызстана. Республика вошла в объединение последней, в августе 2015 года, и является не только самой молодой, но и одной из самых перспективных участниц (но пока самых слабых). Членство в ЕАЭС помогает укреплению и двусторонних связей Кыргызстана и России – от экономических до культурно-гуманитарных. И является одним из внешнеполитических кыргызских приоритетов.
«Совместное целенаправленное и основательное наращивание дальнейшего содержательного сотрудничества в рамках ЕАЭС и поступательное развитие тесных союзнических отношений с государствами-членами Союза является важнейшим приоритетом внешнеэкономического и внешнеполитического курса страны и кыргызского народа, о котором не раз заявлял президент Кыргызстана Сооронбай Шарипович Жээнбеков», – отметил в своей речи посол КР в РФ Аликбек Джекшенкулов. – «…Свободолюбивый народ Кыргызстана неразрывно связывает свое будущее, благополучие и развитие с единством евразийской семьи и общей перспективой Союза. Именно поэтому Кыргызстан при поддержке народа взял осознанный и непоколебимый курс на экономическую интеграцию и строительство Евразийского экономического союза. Реализация основополагающих его принципов, таких, как свободное передвижение трудовых ресурсов, товаров, капитала и услуг нужны, как воздух, Кыргызстану, равно как и общая языковая и духовная среда».
Часть из наболевших вопросов для Кыргызстана в объединении, к слову, решилась после встречи в северной столице РФ. В числе 11 документов, подписанных по его итогам, было и Соглашение о формировании единого рынка электроэнергетики объединения, и долгожданное Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза, которое ждали несколько лет. Кыргызстан был заинтересован в нем более других стран. По данным НБ КР, только за первые 8 месяцев 2019 года трудовые мигранты перевели в Кыргызстан 1 млрд 579, 5 млн долларов США. Более 90% переводов идет из России и Казахстана.
На распутье
Однако, несмотря на большие достижения объединения, ему есть к чему стремиться. Возможные направления развития для него озвучил Кубатбек Рахимов, известный экономист, советник кыргызского премьер-министра Мухаммедкалыя Абылгазиева.
«Мы сейчас находимся на перекрестке евразийской судьбы, который надо пройти с честью и достоинством. Евразийская интеграция вторая в мире по глубине после европейской – это важный момент, который игнорируется СМИ. Гораздо больше внимания уделяется каким-то спорам и конфликтам, но интеграция есть. Перекресток потому, что нам есть не только куда идти, но и куда расширяться. Этот перекресток важен психологически. Идут дискуссии о будущем вступлении в ЕАЭС Таджикистана, Узбекистана, и очень важно отметить, что Кыргызская Республика поддерживает оба вектора – и на углубление интеграции, и на расширение объединения. Мы будем только рады, если наши соседи по центральноазиатскому региону присоединятся к евразийской интеграции. Если брать совокупное место стран ЕАЭС в рейтинге Doing Business – они займут 31-е место. Это достаточно высокий показатель, мы входим в топ-50. Это неплохо на сегодня, но надо двигаться вперед и помнить о том, что мы часть мировой экономики со всеми вытекающими оттуда последствиями», – напомнил он собравшимся.
По мнению Рахимова, идея ЕАЭС уже перекочевала от поколения старых дипломатов и экспертов к молодым специалистам и это хороший знак. Однако ряд направлений интеграции все так же остается без внимания, причем немаловажный. Речь не о социокультурном поле, а об образовании.
«Интеграционные идеи ЕАЭС уже ощущаются на уровне молодых экспертов, политологов, дипломатов. Но есть важные моменты, которые выпали при образовании ЕАЭС – это образование и наука. Во-первых, переходя на общее образовательное поле, мы должны автоматически подстегнуть и академическую науку и это может стать одним из локомотивов интеграции. Во-вторых, пора обсуждать такие идеи, как общую Академию наук – как показывает практика, локальные академии в странах ЕАЭС не вытягивают и десятой части того, что было даже на уровне Академии наук СССР. Если говорить о вузах и системах специальных средних учебных заведений –там тоже есть над чем работать. Мы сколько угодно можем говорить о общих рынках труда, но если у нас до сих пор есть ограничения в признании дипломов, мы можем получить странную ситуацию с поощрением только низкоквалифицированного труда. Кыргызстан выбрал путь вступления в ЕАЭС, мы уже не говорим о «трудовых мигрантах», мы говорим о «трудящихся ЕАЭС». Но квалификация нашей рабочей силы нас уже не устраивает, мы хотим быть в системе игроков среднего и высшего трудового класса, чтобы наш молодежный бизнес взаимодействовал, чтобы было взаимодействие через науку, образование», – поделился планами Кубатбек Калыевич.
Третье направление, требующее внимания ЕЭК и экспертов, связано с проблемами элементарного пересечения границ между странами. В настоящее время недостатки работы пограничных служб не ощущаются только на границе России и Белоруссии. Что в рамках крупного экономического и социокультурного объединения недопустимо.
«В рамках евразийской судьбы нельзя забывать, что от понятия простой мобильности мы должны перейти к механизму мобильности евразийской. То есть создать систему Евразийского пограничного союза, при которой перемещение между границами стран ЕАЭС не будет носить препятственный характер. Сейчас есть проблемы на участках российской границы, казахской границы…И та прозрачность что сейчас существует между РФ и Белоруссией, когда можно сесть вечером на поезд в Минске, а утром выйти на Белорусском вокзале в Москве и никто по пути тебя не будет трогать – это тот стандарт, к которому стоит стремиться. Мы сами созрели для этого шага, наши базы данных тоже, и уровень цифровизации, что есть в Российской Федерации, Белоруссии, Казахстане, Кыргызстане, Армении, позволяет это сделать», – подчеркнул он.
Последним ключевым моментом, на котором остановился кыргызский эксперт, стала система, которая свяжет парламенты государств-участников интеграционного объединения.
«Парламентская проекция евразийской интеграции нам нужна как воздух, потому что без проекции мобильного и модульного законодательства нам двигаться дальше трудно. Полагаю, что 2020 год станет в этом отношении ключевым, учитывая председательство в объединении Белоруссии, мы будем чаще видеться и больше сотрудничать. Объединенные парламентские комитеты – это наше будущее, и, полагаю, они будут для нас одним из двигателей евразийской интеграции в целом. Мы не можем пока говорить о полноценном евразийском парламенте – полагаю, это дело будущего. Но уже сейчас выходить в режим взаимодействия горизонтального и по отраслевым срезам надо. Зачастую сейчас министры ЕЭК одни в поле – они и в наднациональном органе, и представители одной страны, и они не могут использовать весь свой функционал полностью», – резюмировал он.
Источник:aif.kg
Фото автора
Комментарии