Число русскоязычных изданий за рубежом неумолимо сокращается. Рейтинг России падает, в скором времени РФ и вовсе может потерять присутствие в информационном пространстве всех стран-союзников по объединению.
Работа по поддержке СМИ на русском языке, по указу Владимира Путина, может, и ведется, но никто ее не замечает, не ощущает. Зато все видят отношение России к союзникам через призму российского ТВ. Когда с экранов телевизоров, дикторы без должного уважения могут говорить о руководителях дружественных стран, а то и вовсе очернять целые народы… Выходит, что негативный образ РФ создают прежде всего сами российские СМИ изнутри, а всевозможные положительные вещи в ее образ привносят в медиапространство те русскоязычные издания, что находятся за рубежом. И работают они, кстати, на чистом энтузиазме ради мира между странами и дружбы некогда единых народов. Отсюда можно сделать вывод, что информационная политика России нивелирует любые хорошие действия и проекты внешнеполитического ведомства. И если так и будет продолжаться, ничего хорошего ждать не придется. Хочется сказать: «Давайте все-таки уважать друг друга, коллеги по информационному полю!»
Недавно вернулся из Санкт-Петербурга, где по приглашению Всемирной Ассоциации Русской Прессы при поддержке Фонда Президентских грантов и Северо-Западного Института Управления собрались представители СМИ из разных стран. Организаторы поставили перед собой амбициозную задачу – объединить печатные и электронные СМИ, агентства, издательства, телевизионщиков и радийщиков, а также иных легальных производителей и распространителей всех видов массовой информации на русском языке. Вероятно, данный курс по повышению квалификации работников русскоязычных СМИ, работающих за границей, и входит в указ президента России по поддержанию журналистов и русского языка. И это замечательно, но для сохранения того же языка этого мало, и с этим соглашались все, кто приехал на курсы, и преподаватели. Во время занятий нам довелось побеседовать с тележурналистом, руководителем и ведущим общественно-политического проекта «Нужное подчеркнуть» Валерием Татаровым. Проскользнула такая мысль, что журналистика – это не профессия, а творчество больше, служение. Разговор о СМИ и их взаимодействии с политикой зацепил главную тему последнего времени – панику вокруг коронавируса. Она пример того, как политики могут манипулировать СМИ, отвлекая людей от чего-то более важного, ведь не секрет, что испуганными людьми проще управлять. Приведу пример, на днях стою на перекрестке, рядом человек пять, в их числе и девушка в капюшоне, у которой зазвонил телефон. Она ответила на китайском языке. Прохожие увеличили дистанцию от нее и постарались побыстрее уйти. В обществе уже сложился стереотип, что вирус связан с гражданами Китая, и только их нужно остерегаться. Я считаю, в этом есть и «заслуга» журналистов. Мы плохо справляемся со своей работой, нагнетаем обстановку, приковываем внимание аудитории к коронавирусу, как к нечто страшному и непобедимому, а в мире полно других заболеваний, от которых ежедневно умирают сотни людей. И о них не говорят, не пишут. Вероятно, до тех пор, пока это не понадобится кому-то «сверху».
На своей странице в Facebook Татаров написал очень откровенный пост: «Никто в России не проводит политику укрепления Русского мира и его продвижения в сознание людей. Мы являемся свидетелями антирусской политики не только за пределами России, но и в самой РФ. Одним из результатов этого является сужение и ограничение влияния нашей страны на людей в других странах по линии языка, культуры, обычаев и традиций русского народа. Проигрыш Русского мира на Украине стал фатальным и необратимым на десятки лет и был обусловлен именно этим фактором. Сейчас наблюдаем это в Белоруссии, Казахстане и так далее».
Важную тему поднял и Евсеев Александр, заместитель директора Института коммуникационных технологий, отметив, что в странах русский язык уходит, и правители республик замыкают информационное поле в этнокультурном аспекте. Этническая память сильная штука, и для некоторых правителей это очень действенный инструмент по контролю за массами. Общаясь только на своем языке, они замыкают свое информационное пространство в рамках национальных территорий. И, конечно, сохранение пространства этнокультурного пласта очень важно для любой страны, но для развития экономики, культуры русский язык остается очень важным инструментом. И я, надеюсь, у нас всех хватит мудрости развивать языки, не уничтожая русский.
Комментарии