Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в КР Андрей Крутько на встрече с журналистами обозначил позицию России по сирийскому вопросу.
О СИРИИ
- Много вопросов задают по поводу того, как долго продлится наша военная акция в Сирии и возможно ли там участие российских наземных войск в операции? Ответить хотел бы, сославшись на нашего президента, - эта операция - исключительно воздушно-космическая, в наземной операции российские войска участвовать не будут. Время проведения операции зависит от того, как успешно смогут восстановить свои позиции вооружённые силы сирийских властей.
К сожалению, терроризм стал частью нашей обыденной жизни. Многие когда-то возражали против войны с бандформированиями в Дагестане, опасаясь ответного удара по Москве и другим городам. Но Владимир Владимирович сказал, если не нанести удар по международным террористическим базам и бояться, то террористы рано или поздно нанесут свои удары. Надо действовать на опережение. Нам говорят: в Сирии разрешается мировой конфликт между суннитами и шиитами. Мы считаем - это не так. Во-первых, режим в Дамаске поддерживает и умеренная часть суннитов, во-вторых, главы государств, где существуют легитимные режимы, и суннитские, и шиитские, на 70-сессии ООН говорили Владимиру Владимировичу, что поддерживают его решение. Так что эта информация не соответствует действительности. Так же хотел бы напомнить, что в самой России проживают около 20 миллионов граждан, исповедующих ислам - и суннитов, и шиитов. Наша задача - обеспечить не только межконфессиональное согласие, но и согласие между нашими мусульманскими верующими, так как террористы пользуются этой ситуацией, чтобы обострить противоречия между ними. Тем, кто нам угрожает мировым суннитским джихадом - мы говорим: пугать Россию не стоит! Главная угроза не только для РФ, но и всего мира - создание непредсказуемого террористического экстремистского халифата. В нынешних условиях ни государства Европы, ни страны Центральной Азии не могут чувствовать себя спокойно. Это касается и Киргизии.
ОДКБ ЗАЩИТИТ Центральную Азию
Посол РФ в КР процитировал слова главы Кыргызстана Алмазбека Атамбаева: «Борьба с ИГИЛ в Сирии отвечает интересам Киргизии. Мы поддерживаем действия России по нанесению воздушных ударов по позициям ИГИЛ. Страны-члены ОДКБ должны думать о защите своих границ. Ведь цель ИГИЛ - создание халифата в Центральной Азии».
- Со своей стороны, хотел бы заверить, что Россия делает всё, чтобы наши действия в Сирии не ослабляли, а укрепляли военный щит ОДКБ, прикрывающий и Киргизию. База ОДКБ в Канте стоит на защите, её главное предназначение - борьба с возможным проникновением на территорию Киргизии вооружённых террористических формирований. Все мы помним баткенские события, и наличие базы - гарантия того, что события, когда террористов удалось остановить только с огромными потерями киргизских бойцов - не повторятся.
Куда террористы будут отступать, если их выбьют из Сирии? Прежде всего, в Иорданию и Ирак. Вместе с тем хотел бы процитировать главу ГРУ Генштаба ВС РФ Игоря Сергуна, заявившего, что по нашей оценке часть игиловцев мигрирует вглубь Афганистана, сейчас там около 2-3 тысяч боевиков. Их численность растёт, и в ближайшей перспективе руководство ИГИЛ попытается расширить зону своего влияния в направлении Центральной Азии и Китая. В этой связи необходимо проводить координированную работу всех стран региона, чтобы не допустить распространения влияния террористических организаций на эти государства, - подчеркнул Андрей Андреевич.
На вопросы о том, готова ли Российская Федерация способствовать борьбе с ИГИЛ в других странах, если вдруг они окажутся захвачены боевиками, глава дипмиссии ответил утвердительно. Даже в отношении тех стран, с которыми у России непростые геополитические взаимоотношения: Афганистаном, Узбекистаном, Туркменистаном.
- По международному праву есть два инструмента, позволяющих проводить такого рода акции: решение Совбеза и просьба какого-либо суверенного правительства о помощи. В данном случае мы действуем по просьбе легитимного правительства Сирии. Что касается решения Совбеза - это оптимальное решение, свидетельствующее не только о консенсусе великих держав, но и всего международного сообщества в проведении согласованных военных действий. Поэтому, если к нам обратится правительство, например, Ирака - мы будем готовы рассмотреть этот вопрос в позитивном ключе, - заверил Крутько.
По словам дипломата, под защитой все страны региона. Даже Узбекистан, отмежевавшийся от ОДКБ и получивший неплохую дотацию в виде военной техники от США, сможет рассчитывать на помощь в экстренном случае.
- Как вы знаете, Узбекистан вышел из ОДКБ, предпочитая оказывать поддержку законному правительству исламской республики Афганистан на двусторонней основе. Мы с нашими союзниками сейчас проводим подготовительную работу: оттачиваем работу коллективных сил оперативного реагирования, выделены спецподразделения из состава наших вооружённых сил. Уже определили несколько слабых районов и укрепили их армейскими соединениями… Словом, есть понимание того, какие силы и куда будут перебрасываться в случае возникновения угрозы, чтобы потушить зарождающийся конфликт. С точки зрения военного планирования и логистики всё согласовано, и я не хотел бы быть на месте тех, кто осмелится нарушить границы наших стран, - заверил Андрей Андреевич.
ПРО АФГАНИСТАН
Несмотря на то, что в Афганистан стекаются теснимые силы ИГИЛ, речь о вхождении туда войск РФ не идёт. Россия пока оказывает поддержку антитеррористической борьбе Афганистана иным путём.
- Тема «второго Афганистана» - из сферы политических спекуляций, - осадил Крутько журналистов. - Обстановка на севере Афганистана неспокойна, была попытка взять под контроль «Талибаном» главный город Кундуз на севере. Однако в Афганистане ещё есть и военнослужащие других государств и компонент ВВС США. Что же касается поддержки РФ, по просьбе Кабула мы поставляем вертолёты, которые активно используются национальными силами безопасности республики. Речи же о возвращении российских военных на афганскую территорию не идёт. На территории РФ есть несколько центров, готовящих кадры для Кабула, а также совместная антинаркотическая программа… Многие стали забывать, что наркоугроза - вторая по важности угроза из Афганистана. И она не может существовать без террористической угрозы. Каждый год увеличивается количество взращиваемого в Афганистане опия-сырца и марихуаны. По данным спецслужб, главная часть финансов международного терроризма идёт именно от наркоторговли. И потому чем эффективнее мы будем бороться с наркотрафиком и культивацией опийного мака - тем успешнее будет борьба с терроризмом!
ПРО ВОДУ
Андрей Андреевич полагает, что оптимальным вариантом уклонения от «водной войны» в регионе могут стать переговоры между основными участниками противостояния.
- Как вы знаете, проблема водораздела - очень сложная, и во всём мире нарастает её острота. Климатические изменения приводят к уменьшению площадей ледников и запасов воды, поэтому эту проблему надо решать и в двустороннем, и в многостороннем формате. С ней сталкиваются и республики, расположенные по течению рек, и страны, располагающие источниками водоснабжения, и государства-потребители. Мы исходим из того, что всем участникам нужно договариваться между собой о том, какие ГЭС строить лучше, в каких местах, какими должны быть водохранилища, - отметил посол. - Что касается Киргизии и уже ведущегося строения каскада ГЭС, то он будет состоять из четырёх, пяти или шести ГЭС. Речь идёт о незначительных водохранилищах, которые не повлияют на водосброс Нарына, служащего главным источником формирования Сырдарьи. Относительно Камбаратинской ГЭС, находящейся в стадии согласования, смею напомнить о том, что проект разрабатывался ещё в советские годы в Ташкенте. Просто всем переговорщикам - киргизской, узбекской и российской сторонам надо сесть за стол и показать технические расчёты.
Есть время и у политиков, и у энергетиков решить все вопросы при учёте и уважении взаимных интересов. Власти Киргизии тоже можно понять: вода и ледники - это большой энергетический потенциал и национальное достояние республики. И как распоряжаться им - это дело республики. Но при этом надо учитывать и международное право, и интересы государств нижнего течения рек,- заключил Крутько.
Фото Антона Селова
Аргументы и факты-Кыргызстан, №43, 2015 год
Комментарии