воскресенье, 22 декабря 2024
ГОРЬКИЙ УРОК — Центральноазиатский информационный портал «News Asia»

Народный репортер

Напишите нам

Обзоры / Владимир БанниковRSS

ГОРЬКИЙ УРОК

ГОРЬКИЙ УРОК

30 октября 2015 15:58    Просмотров: 6626

Сразу после того, как в стране разразился скандал в связи с побегом заключённых экстремистов, политологи, эксперты, представители правоохранительных органов не раз выступали в СМИ, высказывая различные точки зрения о причинах, оценивая действия властей, и давали рекомендации на круглых столах и пресс-конференциях. «АиФ» и News-Asia собрал мнения по этой теме.

Трагические события последних дней продемонстрировали уязвимость общества перед современными вызовами. Подобным мнением во время круглого стола «Распространение религиозных радикальных идей в тюрьмах» поделился с журналистами Токон МАМЫТОВ, экс-вице-премьер-министр КР по безопасности, правопорядку и вопросам границ.
- Увольнение руководства ГСИН, усиление содержания заключённых и ряд других шагов, предпринимаемых властями уже после побега девяти заключённых из СИЗО-50, не являются решением проблемы. Ведь МВД и ГСИН - это часть общества, и те болезни, которыми болеет общество, автоматически передаются этим структурам тоже. Это коррупция, взяточничество, правовой и религиозный нигилизм. Необходимо смотреть в корень проблемы и делать системные изменения, - считает Мамытов.

УПРЕЖДАЮЩИЙ УДАР

По мнению эксперта в области религий Кадыра МАЛИКОВА, корень зла - в игнорировании государством в течение многих лет вопросов защиты от религиозного экстремизма как в местах заключения, так и на воле.
- С 2008 и все последующие годы неоднократно докладывалось правительству Кыргызстана о религиозной ситуации в колониях и проблемах, а также и говорилось, как их можно решить. Отмечу, что мы доводили эту информацию до первых лиц страны в письмах и аналитических материалах, предлагали пути решения проблемы. Сколько раз это обсуждали на многочисленных встречах и конференциях, что если есть вакуум, то его сразу же заполнят. Необходимость разъяснения положений ханафитского мазхаба (одной из четырёх правовых школ суннитского ислама, прим.авт.) даже присутствует в Концепции религиозной политики в религиозной сфере Кыргызстана на 2015-2020 годы, но мы опоздали. Пока петух не клюнул, государство никаких шагов в этом направлении не предпринимало, - констатировал эксперт.
По его словам, в первую очередь необходимо провести судебную реформу, а также разработать конкретную программу для снижения рисков. Однако для этого, прежде всего, нужны финансы и квалифицированные кадры.

 - Ситуация на Ближнем Востоке, в Северном Афганистане перемещает геополитические игры в Центральную Азию, теперь кыргызстанцам придётся с этим жить. И у государства должна быть единая чёткая позиция, которую поддерживает население. Например, введение смертной казни для человека, взявшего оружие в руки, убийцы, насильника - после проведения реформы в судебной системе, исключающих клевету, - предлагает Маликов. - Ведь большинство тех, кто принадлежит к террористическим организациям, имеет уголовное прошлое! Они говорят: «Слава Аллаху, раньше, когда мы совершали преступления, мы боялись наказания, теперь же, когда мы ступили на путь джихада, слава Аллаху, он разрешил нам заниматься тем, что мы любим!». Кыргызстану предстоит долгая война с терроризмом. Нужно работать на опережение, точечно, а не принимать стратегии, прогнозы, делать аналитику и  принимать пожарные меры!

ОСОБЫЙ РЕЖИМ

Также случай стал достаточно показательным и в отношении того, что нужно менять практику содержания заключённых, изолируя религиозных экстремистов и вербовщиков от других правонарушителей, осуждённых, к примеру, за убийство. Именно благодаря совместному содержанию в СИЗО-1 с распространителями идей «Жайшуль-Махди» к ним примкнул Алтынбек Итибаев, последний из ликвидированных беглецов, проникшийся идеями радикального ислама. Подобных историй на практике ГСИН десятки.
- В колониях республики есть осужденные, которые распространяют радикальные идеи среди заключённых. Однако отделить их от других заключённых очень трудно, так как они соблюдают режим, выполняют все требования, - отметил эксперт. - Ранее были направлены шесть нормативно-правовых документов по развитию служб и решению проблем в этой сфере. Однако правительство их как будто не замечало. Однако после событий в СИЗО-50 этими документами заинтересовались, - считает Александр НИКСДОРФ, представитель ГСИН.
По словам Никсдорфа, сейчас в правительстве прорабатываются положения по отдельному содержанию приверженцев радикальных течений. В четырёх колониях Кыргызстана уже созданы специальные участки, где они будут содержаться. В 19-й колонии для пожизненно заключённых ведутся ремонтные работы, необходимые для скорейшего перевода туда многих заключённых, в том числе и тех, что осуждены за преступления, связанные с религией.
- Сажать их в одиночные камеры у Кыргызстана пока нет возможности, поэтому они будут содержаться по 2-3 человека, - заметил представитель ГСИН. - Также очень трудно в нынешних условиях найти специализированных работников и психологов для работы с заключёнными в колониях - многих отпугивает как сама специфика работы с контингентом, так и крайне низкая заработная плата.

СТРЕЛЯТЬ, НЕЛЬЗЯ ЗАДЕРЖИВАТЬ

У многих правозащитников и простых граждан, далёких от решения задачи обеспечения государственной безопасности, возник вопрос: стоило ли ликвидировать троих из остающихся на свободе экстремистов при задержании? Или всё-таки нужно было брать их живыми любой ценой, пусть даже ценой жизни правоохранителей и местных жителей?
 - Стреляя при поимке в беглецов, представители правоохранительных органов предприняли оправданные шаги, - заявил Артур МЕДЕТБЕКОВ, экс-замглавы ГКНБ, эксперт по безопасности.
По его словам, трое беглецов из СИЗО-50 при задержании были убиты. Правозащитники критиковали подобные действия сотрудников правоохранительных органов, обвиняя в том, что подобным образом они затрудняют ход расследования, так как убитые могли бы предоставить информацию об организации побега.

- В подобных случаях есть классика работы спецслужб: они оцепляют территорию, выводят гражданских. Если есть информация о вооружении человека, то ему предлагают сдаться. В нашей ситуации эти люди убили четырёх сотрудников ГСИН, и невозможно было предугадать их действия. Они могли иметь оружие, гранаты, пояса шахидов и многое другое.  Поэтому принятые меры были оправданными. Сотрудники СОБР ведь только потом узнали, что у беглецов имелись лишь кухонные ножи, - прокомментировал действия правоохранительных органов эксперт.

Аргументы и факты-Кыргызстан, №44, 2015 год

Я рекомендую 6 + Поделиться
Нравится

Самое интересное

Комментарии

Другие обзоры

 Елена Короткова 

ПОНРАВИЛАСЬ.УКРАЛ.УБИЛ.

Похищение для насильственного вступления в брак и убийство Айзады Канатбековой в Кыргызстане раскололо общество, но не смогло остановить других похищений девушек

 Елена Короткова 

Вопиющие факты

Прежний владелец отеля «Пинара», Фехим Ениже, спонсировал террористов на Ближнем Востоке, но власти республики игнорируют этот факт

О стране

Кыргызстан (Киргизия) - высокогорная страна.

После распада СССР, 31 августа 1991 года Кыргызстан объявлен независимым государством. 5 мая 1993 была принята Конституция республики. Кыргызстан занимает площадь 198.5 тысяч км². Границы Кыргызстана с Казахстаном, Узбекистаном, Таджикистаном и Китаем проходят главным образом по горным хребтам и рекам гор Тянь-Шаня. И именно горы занимают почти три четверти территории Кыргызстана.


Кыргызстан - многонациональное, унитарное государство. В административном отношении территория Кыргызстана делится на 7 областей: Баткенская, Джалал-Абадская, Нарынская, Ошская, Таласская, Чуйская и Иссык-Кульская. Каждая область подразделяется на районы. По республике в целом насчитывается 40 административных районов, 22 города. Районы делятся на 429 сельских айыльных кенешей.

Столица республики - город Бишкек.