Чем меньше остаётся времени до выборов президента КР, тем интереснее становятся политические баталии. Вслед за скандалом с якобы исчезнувшим самым главным и подписанным рукой президента страны экземпляром Конституции, было объявлено о расколе правящей коалиции.
Тандем из четырёх партий - «правящей» СДПК, «Кыргызстан», «Онугуу-Прогресс» и «Ата Мекен» покинула СДПК, в результате чего правительство республики во вторник, 24 октября, перешло в позицию И.О.
По словам лидера фракции СДПК в парламенте Исы Омуркулова, социал-демократы не нашли общего языка с представителями партий «Ата Мекен» и «Онугуу-Прогресс», в частности, в ходе обсуждения конституционной реформы. «АиФ-Кыргызстан» попробовал разобраться, что ждёт Кыргызстан после распада коалиции, и кому понадобился передел власти в парламенте.
Власть без права
Поскольку о распаде коалиции говорят с начала сентября, когда депутаты трёх «не договорившихся» фракций продемонстрировали публично раскол во мнениях, многие политики стали обсуждать возможную новую правящую коалицию, а также причины и срок распада действующей. Суть разговоров в кулуарах можно свести к двум вариантам. Одна из гипотез - усиление власти в одних руках одной партии. В итоге полной анархии не будет, и нынешние министры продолжат работать с приставкой «и.о.», правда, без права подписывать важные для страны документы. Однако при формировании новой коалиции они лишатся кресел, кроме того, не исключается и изменение структуры правительства, упразднения части министерств и ведомств и создание новых. Право на формирование коалиции будет отдано президентом одной из партий, которая в течение 15 дней обязана сформировать новую коалицию большинства. Наиболее вероятно, что это право снова будет у СДПК, поговаривают, что партнёрами пропрезидентской партии станут «Кыргызстан» и «Республика - Ата Журт», имеющие достаточное количество депутатов, чтобы принимать непопулярные законы и иметь перевес перед «новорождённой оппозицией». Например, они смогут спокойно принять в третьем чтении закон о референдуме и поправках в Конституцию.
Этой же версии придерживается и политолог Марс САРИЕВ. Он считает, что раскол - следствие крупного противостояния между Атамбаевым и Текебаевым.
- Не скажу, что это стало большой неожиданностью, во всяком случае, всё к этому шло. Но я думал, Атамбаев и Текебаев смогут найти консенсус. Примирения не получилось, - отметил он, комментируя журналистам новые политические ходы. - СДПК уже прорабатывал один из вариантов, когда Иса Омуркулов предложил лидеру «Ата Мекена» добровольно выйти из коалиции. Текебаев сопротивлялся до последнего. Нынешним решением, очевидно, социал-демократы хотят отправить «Ата Мекен» в оппозицию и создать новую коалицию с участием «Республики - Ата Журт». В таком непростом положении они постараются изолировать атамекеновцев и, заменив их «республиканцами», создать новый сильный альянс. Наверняка будут внутренние договорённости - Бабанову пообещают хорошие перспективы, условия и поддержку. И он воспользуется кризисной ситуацией. Для СДПК, в конечном счёте, это выгодно, потому что Омурбек Бабанов имеет свой электорат и среди горожан, и среди оппозиционно настроенных депутатов.
О том, что, по сути, будущая коалиция предопределена, и что она может быть и не особенно демократичной, говорит и глава «Онугуу-Прогресс» Бакыт ТОРОБАЕВ.
- Со слов лидера фракции СДПК Исы Омуркулова, депутаты - социал-демократы сами решают, быть коалиции или нет. Кто будет входить в следующую коалицию, они тоже для себя уже решили. Иса Омуркулов мотивировал выход из коалиции большинства несовместимостью с позицией фракции «Онугуу-Прогресс». Я хочу напомнить, что каждый депутат парламента вправе голосовать так, как считает нужным, это конституционная норма. Иными словами, наличие плюрализма мнений определяет суть демократии и парламентаризма, напомнил он в официальном заявлении, распространённом после распада коалиции.
Простой предлог
Второй вариант - разногласия, вызванные конфликтом интересов партийных тяжеловесов и членов партий, которые оказались не согласны с СДПК. И Алмазбек Атамбаев тут ни при чём. Этой же версии придерживается и сам же потенциальный «виновник раскола», глава партии «Ата Мекен» Омурбек ТЕКЕБАЕВ.
- Коалиционное большинство было создано для формирования правительства, оно воспринимается как политический базис кабинета министров. Когда начинает нарастать недовольство работой правительства, а коалиции не удается разрешать возникающие вопросы путём переговоров, в качестве последней меры фракции заявляют о выходе из коалиции. Так распадается политический альянс, а вместе с ним и правительство. Что касается наших разногласий, я впервые услышал о них из уст Омуркулова. На заседаниях коалиции эти вопросы никогда не поднимались и не обсуждались. Члены коалиции не пытались искать выход из ситуации, разве что некоторые депутаты ходили отчитываться к Фариду Ниязову (Руководителю аппарата президента КР, прим.авт.) и Икраму Илмиянову (Советнику президента, прим. авт.). В официальных политических структурах и на заседаниях коалиции большинства решать эти вопросы никто не пытался. Изменение Конституции по предложению Атамбаева - не основная цель коалиционного договора. Атамбаев находится вне коалиции. Поэтому выход из неё из-за несогласия партий «Ата Мекен» и «Онугуу-Прогресс» с инициативами президентского аппарата, политикой Фарида и Икрама, не имеющих никакого отношения к объединению, не соответствует коалиционному договору. Считаю, что это стало просто предлогом, - подчеркнул он.
Оба варианта одинаково неблагоприятны для страны.
Текст: Владимир Банников. Аргументы и факты-Кыргызстан, №43, 2016 год
Комментарии