воскресенье, 22 декабря 2024
Специфический бизнес в Кыргызстане — Центральноазиатский информационный портал «News Asia»

Народный репортер

Напишите нам

Обзоры / Юрий КопытинRSS

Специфический бизнес в Кыргызстане

Специфический бизнес в Кыргызстане

09 июля 2014 13:13    Просмотров: 6935

С призывами о помощи в нашу редакцию обратилась бишкекчанка Валентина Колошева. В середине мая этого года неизвестные разграбили могилу её дочери и зятя на Юго-Западном кладбище Бишкека. Акты кладбищенского вандализма перестали быть редкостью и уже не вызывают столь бурную реакцию в обществе. Однако здесь речь идет  не о малолетних подонках, а о вполне взрослых,  хладнокровных ворах, не уважающих ни память о мёртвых, ни чужое горе.  С места захоронения они вынесли 10 плит из черного мрамора, и сделали это не из хулиганских побуждений, а чтобы изготовить из украденных надгробий новые, и вновь продать их очередным сломленным горем родственникам.  Разбираясь в этой ситуации, корреспондент обнаружил немало интересных фактов, сопровождающих похороны кыргызстанцев.

Охотники за чёрным мрамором

Валентина Григорьевна признаётся, что присматриваться к  могиле её близких, злоумышленники начали еще в январе этого года. Зимой с мраморной облицовки захоронения пропала первая плита. Пожилая женщина возмутилась, но посчитала, что на этом посягательства закончатся. Пенсионерка и представить себе не могла, что спустя несколько месяцев воры полностью разберут место захоронения, оставив лишь бетонный фундамент. Пропажа вскрылась весной перед Родительским днём.
- Я пришла и увидела, что плиты все сняты. Стоят только памятники на бетоне. Они не смогли их вытащить. Всё остальное - украдено. Смотреть на это было больно и ужасно. Один бетон и арматура, - вспоминает Валентина Григорьевна КОЛОШЕВА.
Обращения к дирекции кладбища в тот день не принесли никаких результатов. Смотритель развел руками, сказав, что он на погосте человек новый, а эти проделки, скорее всего, дело рук прошлой дирекции. Рекомендовал обратиться с заявлением в милицию или в суд.

Чтобы разобраться в случившемся, мы вместе с пенсионеркой приехали на место кражи. Первое, что бросается в глаза  при посещении Юго-Западного кладбища - огромное количество людей, предоставляющих услуги по изготовлению надгробий и оформлению могил. Они в буквальном смысле обжились на погостах и работают здесь же в небольших вагончиках, точат гранит и мрамор, не покладая рук. Есть тут и зазывалы-могильщики с их, мягко говоря, навязчивым и бестактным маркетингом. «Брат, тебе памятник не нужен?» - примерно такую фразу слышит каждый, кто пересекает ворота кладбища. Бросается в глаза и общий бардак, царящий на огромной территории.
В далеком 1967 году постановлением Совета министров Киргизской ССР под Юго-Западное кладбище было выделено  69 гектаров земли - сегодня это уже свыше 300 гектаров. Мест  под захоронения практически не осталось, и людей начали предавать земле прямо в бывшие аллеи кладбища. Образовались целые ряды выдолбленных в асфальте могил. Всюду разбросаны кучи мусора. Справедливости ради, заметим, что тут вина не только администрации, но и самих людей, прямо у своих же могил организующих стихийные свалки. Безразличие к соседям у современных жителей, видимо, в крови, и не важно, подъезд это или погост.  Главное, чтобы у тебя всё было чисто, а до остальных - дела нет. Пройдя не более 300 метров по кладбищу, мы обнаружили ещё несколько разграбленных могил. На одной из них спилены металлический столик и скамейка, другой погост вовсе лишился ограды.

Найти администрацию не составило труда. Стоило сделать первый снимок, как к нам подбежали «местные обитатели». Кладбище, казалось бы, к стратегическим объектам отношения не имеет, но фотографировать нам не позволили. Затем нас очень долго и достаточно агрессивно допрашивали,  кто мы и для чего приехали. Безымянность - это еще одна отличительная черта объекта. Своих имен и фамилий здесь не скрывают разве что мёртвые. Живые всё время чего-то боятся. Даже смотритель не представился по форме. Канат и всё.

Без ответов остались и многочисленные вопросы. Кто украл мраморные  плиты, смотритель не знает, ссылается на неких частников, которые, по его мнению, и забрали дорогостоящую облицовку. Стащили, естественно, чтобы сделать из них новые надгробия. Никто не видел, когда они их вывезли.  Для сравнения, мы для местных «обитателей» незамеченными оставались всего несколько минут. Каким талантом обладают воришки, чтобы прямо под носом администрации и охраны разобрать могилы и вынести по пять плит с каждой, остаётся лишь догадываться. Либо воруют невидимки, либо смотритель все-таки что-то недоговаривает.  Остро отреагировали сотрудники кладбища и на, казалось бы, обычный вопрос - сколько стоит один выделенный участок под захоронение?
- Что за вопросы? Что ты тут вынюхиваешь? Выспрашиваешь? Зачем приехал сюда? Цена за участок - это другое совсем. Ты же о  краже пришел узнать, вот о краже и узнавай, - вспылил рабочий, представившийся Фархатом.
Смотритель по имени Канат настоятельно рекомендовал нам обратиться к его руководству - в Бишкекское агентство ритуальных услуг. Так мы и поступили и уже на следующий день сидели в приемной директора.

Хоронить людей -нелёгкая работа

На пост директора агентства Болот Карамуратов заступил 28 февраля этого года. В похоронном ведомстве он отработал свыше 10 лет и о всех плюсах и минусах службы знает не понаслышке.
- Я не могу сказать, что кражу совершили мои сотрудники. Для этого их нужно поймать за руку. Как говорится, не пойман - не вор. Выявить вора достаточно сложно. Есть несколько факторов - это и огромная территория кладбища, и соседствующие с ним новостройки. Люди там живут разные. Нередко забираются на погост, воруют деревянные кресты на дрова, крадут для перепродажи надгробия, просто хулиганят, могут что-либо сломать.  Только с начала этого года ко мне обращались два или три раза по таким фактам. Пострадавшие и в милицию заявляют, но даже это не даёт должного результата. Я лично несколько раз отправлялся на Юго-Западное кладбище с рейдами, сидел ночью в засаде. Скажу честно, мероприятие не для слабонервных. Жутковато там по ночам. У нас и охрана есть, но людей катастрофически не хватает. 11 человек на 300 с лишним гектаров, согласитесь маловато, - говорит Болот Карамуратов.

В тоже время, директор агентства признает, что жажда легкой наживы среди сотрудников имеется, как и человеческий фактор. Отсюда и попытки некоторых из них взять дополнительную плату за ту или иную услугу. Администрация борется с этим. При входе на кладбище установлен информационный стенд, разъясняющий, за что взимается плата, а какие услуги предоставляются бесплатно. Там же и телефоны, по которым граждане могут обратиться со своими претензиями.
- Люди жалуются на сотрудников, на хамство с их стороны, на то, что они пытаются «шабашить», но вы поймите, я не могу уволить всех. Не так много желающих работать на кладбище. Это же не просто так - приехал, выкопал могилу и уехал. Люди практически живут там. Для многих из них - это семейный бизнес, ещё отцы и деды здесь работали. Они, можно сказать, родились на этом кладбище. Но с фактами мы разбираемся и принимаем меры по отношению к нарушителям. Самых злостных из них увольняем.

Большой город - огромные проблемы

Вандализм и воровство далеко не единственная и не главная проблема столичных кладбищ.  Удивительно, но за годы независимости Кыргызстан так и не принял ни одного закона о похоронном деле. Фактически сегодня Бишкекское агентство ритуальных услуг работает по нормативам, разработанным еще в 1985 году. Это всего лишь свод правил, который не учитывает многих нюансов,  таких, например, как внутренняя  миграция. Ежегодно в республике  умирает от  4,5  до 5 тысяч человек. Шестьдесят процентов похорон приходятся на Бишкек. Зачастую, приехавшего из регионов гражданина, в случае его смерти, родственники хоронят в столице.  Кладбище, не рассчитанное на такой объём захоронений, давно переполнилось и вышло за все возможные границы. К слову, место под захоронение - это единственное, что сегодня бесплатно выдает своим гражданам государство, но некоторые и на этом ухитряются заработать.

- Рытьё могилы, предоставление гроба, или 18 метров ткани для мусульманской могилы, услуги  катафалка - всё это на сегодня предоставляется на платной основе. Место под захоронение, повторюсь, мы выдаём бесплатно. А вот в ближайших к Бишкеку сельских кладбищах местные власти официально берут с родственников деньги за землю. Средства вносятся через  кассы местных айыл-окмотту.  Допустим, в селе Байтик цена за участок доходит до 50 тысяч сомов. В Кок-Жаре - 15 тысяч, в селе  Маевка от 12-ти до 15 тысяч сомов. В Сокулуке на частном кладбище за семейных участок со склепом и вовсе нужно оплатить до 5 тысяч долларов. Своими глазами этого не видел, но мне рассказывали вполне уважаемые люди, в словах которых сомневаться не приходится, - отметил  Болот Карамуратов.
В январе 2013 года правительство республики выделило 44 гектара земли близь села Гроздь под строительство нового кладбища для нужд Бишкека. В  июле этого года там планируются первые захоронения.
- Это кладбище будет оснащено видеонаблюдением, должной охраной и всеми необходимыми коммуникациями. Вопрос его финансирования решался очень долго, но в этом году средства наконец-то были выделены. Фирма-подрядчик, выигравшая тендер, в данный момент проходит все необходимые проверки, - сообщил директор похоронного агентства.

По мнению специалиста, принятие законопроекта «О погребении и похоронном деле» решило бы основную часть существующих сегодня  проблем. Соответствующий документ разрабатывался Болотом Карамуратовым с 2004 года и сравнительно недавно был внесен на рассмотрение в Жогорку Кенеш республики. 
- Готовя документ, я исходил из того, что похоронным делом в Кыргызстане должно заниматься государство. Россия, Белоруссия, Украина, Казахстан давно приняли соответствующие законы. В 2010 году одним из последних его принял Узбекистан. Я считаю, что захоронение должно быть полностью бесплатным. Бабушки и дедушки всю жизнь копят деньги на свои похороны. Разве это нормально? Пусть лучше тратят их на лекарства, продукты и живут дольше, - рассказывает Болот Аскарович.
Документ разрешает целый ряд вопросов. Так, согласно одной его статьи, на территории Кыргызстана каждому человеку после смерти, независимо от вероисповедания и места проживания, гарантируется погребение  с учетом волеизъявления усопшего с предоставлением на безвозмездной основе участка земли для погребение. Сегодня этого пункта  нет ни в одном нормативном акте. Еще одна статья, гарантирующая перечень бесплатных ритуальных услуг. Супругу, родственнику или ответственному за похороны лицу гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению: оформление документов, предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для проведения соответствующих процедур. Перевозка тела, и само погребение с рытьём  могилы также бесплатны.  Отдельным пунктом в законе прописывается разрешение на кремацию. 

- Идею с постройкой крематория в Кыргызстане я вынашиваю не первый год. Были проведены встречи с инвесторами и специалистами в этой сфере. Мы пришли к выводу, что организация крематория в нашей стране - выгодное дело, позволяющее решить целый ряд вопросов. Во-первых, значительно уменьшатся территории, отводимые под кладбища - колумбарий занимает меньше места. Во-вторых, решается вопрос с захоронением биологических отходов, неопознанных тел, умерших пациентов психдиспансеров, заключённых, от которых отказались родственники. Ежегодно на подобные захоронения в одном лишь Бишкеке тратится до 2-х миллионов сомов государственных средств. Также при его помощи будет сжигаться скот, умерший от эпидемий, будут уничтожаться опасные медицинские отходы такие, как одноразовые шприцы и ватные тампоны после операций. По нашим планам крематорий будет состоять из трёх печей - для человеческих останков, для животных и для медицинских отходов. Экономическая выгода крематория заключается ещё и в цене затрат на похороны. Если обычное погребение по минимуму обходится в 10 тысяч сомов, то кремация - не более 6 тысяч, - рассказал глава  агентства ритуальных услуг.

В конце нашей встречи Болот Аскарович пообещал разобраться в ситуации вокруг кражи мрамора с могилы родственников Валентины Колошевой. По факту пропажи будет проведено внутреннее расследование, о результатах которого дирекция агентства обещала сообщить СМИ.
На сегодня на балансе Бишкека находится 5 кладбищ: «Братское» - площадью 13 гектаров (закрыто с 1956 года), «Дунганское» - площадью 4,2 гектара (закрыто в 1965 году), «Северное» - площадью 86 гектаров - полузакрытое, поскольку на нем допускаются захоронения людей, которые купили участки еще до его консервации, «Ала-Арчинское» мемориальное кладбище площадью в 31 гектар открыто только для захоронений по постановлению правительства. Единственное действующее городское кладбище - «Юго-Западное» - занимающее свыше 300 гектаров (открыто в 1967 году).

От 45 до 50 миллионов сомов ежегодно закладывается в бюджет Кыргызстана на выплату родственникам умерших  ритуальных пособий. Фактически используется лишь 20-25 процентов от этой суммы. Зачастую люди  не владеют должной информацией о правилах начисления и выплаты этой компенсации. Подробную информацию о размерах выплат граждане могут получить в отделениях органов социальной защиты по месту жительства.

Уважаемые читатели, в случае возникновения вопросов, либо жалоб, касающихся работы Бишкекского  агентства ритуальных услуг, вы можете обращаться по дежурному номеру телефона 0312 37-02-71. Если вы столкнулись с грубейшими нарушениями, фактами вандализма, или краж на могилах ваших родственников, также можете обратиться в редакцию по номеру 0312 56-12-99, либо отправив сообщение на электронный адрес редакции -  newsasia@yandex.ru

Аргументы и факты-Кыргызстан, №28, 2014 год

Я рекомендую 1 + Поделиться
Нравится

Самое интересное

Комментарии

Другие обзоры

 Владимир Банников 

БИОЛОГИЧЕСКОЕ ОРУЖИЕ В СТРАНАХ ЦА

США планируют разместить биолаборатории, вывезенные с Украины, в Казахстане.

 Елена Короткова 

ПОЛЕТ «БАЙРАКТАРОВ»

Как Кыргызстан готовится защищать свои границы?

О стране

Кыргызстан (Киргизия) - высокогорная страна.

После распада СССР, 31 августа 1991 года Кыргызстан объявлен независимым государством. 5 мая 1993 была принята Конституция республики. Кыргызстан занимает площадь 198.5 тысяч км². Границы Кыргызстана с Казахстаном, Узбекистаном, Таджикистаном и Китаем проходят главным образом по горным хребтам и рекам гор Тянь-Шаня. И именно горы занимают почти три четверти территории Кыргызстана.


Кыргызстан - многонациональное, унитарное государство. В административном отношении территория Кыргызстана делится на 7 областей: Баткенская, Джалал-Абадская, Нарынская, Ошская, Таласская, Чуйская и Иссык-Кульская. Каждая область подразделяется на районы. По республике в целом насчитывается 40 административных районов, 22 города. Районы делятся на 429 сельских айыльных кенешей.

Столица республики - город Бишкек.