Сотрудники Юго-Западного кладбища Бишкека выжигают погосты, тем самым освобождая место под новые захоронения. С таким заявлением в открытом обращении на минувшей неделе выступил Русский объединительный союз соотечественников в Кыргызстане. Общественники ссылаются на анонимные жалобы, поступающие к ним от жителей столицы республики. 23 августа члены Координационного совета РОСС выехали на место ЧП, где, по их словам, стали свидетелями вопиющих фактов.
«Как и весной 2011 года, массово выгорели огромные участки с захоронениями, но на этот раз пострадали не только христианские могилы, но и мусульманские, корейские и другие», - написали в своём обращении сотрудники РОСС и призвали общественность выступить против руководства Юго-Западного кладбища. Разбираясь в этой ситуации, наш корреспондент пошёл по следам поджогов и выяснил, что на самом деле скрывается за актами вандализма.
Случайность или диверсия?
Открытое письмо, распространённое Русским объединительным союзом, вызвало в обществе эффект разорвавшейся бомбы. Растиражированное в СМИ обращение за несколько дней стало одной из главных тем для обсуждений, и это не удивительно. Хранить память об умерших близких людях - это, пожалуй, самое главное для каждого из нас. Любое надругательство над могилами способно надолго выбить из колеи, вызвать гнев даже у самого спокойного и толерантного человека. Объединение в категорической форме потребовало от правительства республики и мэрии Бишкека принятия срочных мер.
«…Обращаемся ко всей общественности выступить против руководства Юго-Западного кладбища, не выполняющего свои прямые обязанности по охране и надлежащим образом уборки территории.
Просим мэра города Бишкек Кубанычбека Кулматова предпринять срочные решительные действия: восстановление всех пострадавших могил, выплаты родственникам моральной компенсации и увольнения ответственных работников кладбища и руководителя муниципального агентства ритуальных услуг.
Требуем, чтобы правоохранительные органы провели следственные мероприятия и привели к ответственности виновных лиц, в том числе и должностных. Считаем необходимым также навести порядок на всех пригородных и городских кладбищах цивилизованными способами (не выжигать, а вывозить кучи с мусором!). Просим Правительство Кыргызской Республики взять ситуацию на кладбищах под контроль. Требуем защитить священную для каждого человека память об умерших...», - написал в обращении председатель РОСС Александр Иванов.
Выехав на Юго-Западное кладбище, мы убедились - пожар действительно был. Выгорело четыре участка, все без исключения возгорания произошли на местах захоронения мусульман. Христианские и корейские могилы, о которых заявляли в РОСС не пострадали. За комментариями по факту случившегося мы обратились к директору Бишкекского агентства ритуальных услуг Болоту Карамуратов, в чьём непосредственном ведении находится главное кладбище столицы. Выяснилось, что пожар произошёл более месяца назад.
- За день до Орозо Айт мне позвонил смотритель кладбища. Он сообщил о том, что на кладбище сразу в четырёх местах произошло возгарание. Пламя удалось локализовать и потушить своими силами, без привлечения пожарной службы. В этот же день сотрудники видели среди могил подозрительных людей. После того, как вспыхнул сухостой, неизвестные скрылись. Заниматься их поимкой мои сотрудники не могли, так как были вынуждены переключиться на тушение пожара. Считаю, что это был не случайно брошенный окурок, а спланированный поджог. Я не спорю, в жаркие дни, когда трава и кустарники полностью высыхают, на кладбище случаются незначительные возгорания. Причины могут быть разные, например, неосторожное обращение с огнём. Допустим, кто-то из посетителей решил сжечь мусор или же выбросил непотушенную сигарету. Такое происходит, даже несмотря на то, что мы просим людей не сжигать мусор, который наши сотрудники позже обязательно вывезут и быть осторожными с огнём. Случайные возгорания выявляются и сразу же тушатся работниками кладбища. Но на моей памяти, не было такого, чтобы кладбище одновременно загорелось в четырёх местах. На определённые мысли наталкивает и то, что пожар случился за день до священного для мусульман праздника. Очевидно, что злоумышленники рассчитывали на общественный резонанс. Они прекрасно знали о том, что люди обязательно придут в этот день на могилы отцов и матерей, чтобы прочесть Коран и, увидев случившееся, будут возмущены. Я склонен считать, что за всем этим стоит бывшее руководство Бишкекского агентства ритуальных услуг, - говорит Болот Карамуратов.
Противостояние старой и новой команд
Болот Карамуратов возглавляет Бишкекское агентство ритуальных услуг с февраля этого года. По его словам, мэр Бишкека Кубанычбек Кулматов, одобрив его кандидатуру, потребовал лишь одного - скорейшего наведения порядка на погосте. Заступив на должность, Карамуратов в первую очередь решил сломать коррупционную схему, годами существовавшую на главном столичном кладбище.
- Директором муниципального ритуального агентства я стал благодаря открытому конкурсу на замещение вакантного места. Комиссии понравился представленный мною проект по изменению не только столичной, но и всей похоронной системы республики. За основу взят законопроект, который разрабатывается мной с 2011 года. На сегодня документ находится на рассмотрении в парламенте республики и ожидает одобрения в третьем чтении. Закон предусматривает решение четырёх основных вопросов,- рассказывает директор агентства. - Первый - это бесплатное предоставление государством земельного участка для погребения граждан, вне зависимости от их национальности, места проживания и вероисповедания. Второй пункт - это бесплатное оформление документов, предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для проведения похорон. Услуги по перевозке тела и само погребение с рытьём могилы также не должны быть платными. Отдельным пунктом предусматривается и разрешение на строительство в республике крематория, позволяющего значительно уменьшить территории, отводимые под кладбища и, кроме того, решить вопрос с захоронением биологических отходов, неопознанных тел, умерших пациентов психдиспансеров, заключённых, от которых отказались родственники. Ежегодно на подобные захоронения в одном лишь Бишкеке тратится до 2-х миллионов сомов государственных средств. Экономическая выгода крематория заключается ещё и в цене затрат на похороны. Если обычное погребение по минимуму обходится в 10 тысяч сомов, то кремация - не более 6 тысяч.
По словам Болота Аскаровича, став директором агентства, он первым делом уволил двух сотрудников Чон-Арыкского кладбища, занимавшихся поборами с родственников умерших, за немалую сумму предлагавших им выкупить тот или иной участок для погребения. Сменился и смотритель кладбища. Прежнее руководство агентства и уволенные за проступки сотрудники перешли к скрытой конфронтации. В государственные учреждения одна за другой посыпались анонимки.
- У меня теперь каждую неделю какая-нибудь проверка. То МВД, то проверяющие из прокуратуры - от районных до городских, то санэпидемстанция, то счётная палата. Ревизоры практически не вылезают из агентства, хотя не знают, за что им зацепиться. Очевидно, что всё это результат развернувшейся против меня компании. «Похоронка» долгие годы для многих была местом получения шальных, незаконных денег, а я эту лавочку прикрыл. Несогласных с этим много. Есть те, кто очень хочет вернуть прежнее положение дел, - говорит Болот Карамуратов.
Нехватка людей и отсутствие финансирования
Похоронное дело в Кыргызстане не защищёно статьёй государственного бюджета и финансируется по остаточному принципу. При этом доля бюджетных средств в финансировании Бишкекского агентства ритуальных услуг составляет всего лишь 30% , остальное - хозрасчёт. Но и эти деньги толком не выплачиваются. По состоянию на 1 августа этого года государство задолжало Агентству 1 миллион 687 тысяч сомов. Эти средства должны были пойти на содержание пяти кладбищ, находящихся на балансе агентства, и выплату зарплат сотрудникам.
- По факту сегодня мы не имеем средств на развитие. Автопарк предприятия находится в плачевном состоянии. Из 14 единиц автотехники, только 4 имеют остаточную стоимость. Те машины, которые достались нам в наследство, уже не выпускаются, на них даже сложно найти запчасти. Приходится что-то покупать с рук, что-то ремонтировать самим. Естественно, никакой гарантии, что катафалк не сломается прямо во время процессии, у нас нет. Работаем на свой страх и риск. Для примера, у наших коллег из Алма-Атинского спецкомбината ритуальных услуг только для уборки и обслуживания кладбищ задействовано семьдесят единиц техники, а у нас всего три, - сетует директор агентства.
Для сравнения, бюджет алма-атинского спецкомбината на 80% финансируется государством - 20 % хозрасчёт, ташкентского и московского - 65% из бюджета и 35% - хозрасчёт.
- Собственная хозяйственная деятельность не позволяет нам полностью перекрыть все расходы. Одно время мы пытались делать памятники, но с учётом того, что наши цены регулируются государством - не смогли конкурировать с частниками. Все услуги, оказываемые нами гражданам, осуществляются по согласованию с антимонопольным комитетом, - говорит директор.
Остаётся проблематичным и кадровый вопрос. Средняя зарплата сотрудника составляет 3 тысячи 200 сомов. Юго-Западное кладбище, открытое в 1967 году на тот момент занимало около 69 гектаров земли - сегодня это уже свыше 300 гектаров, однако штат сотрудников, рассчитанный на его обслуживание, остался прежним. По расчётам, вместо действующих 11 санитаров и охранников, территорию должны обслуживать как минимум 60-70 человек.
- Найти человека, готового за такие деньги день и ночь трудиться на погосте достаточно сложно. За три с небольшим тысячи он должен убирать территорию, вывозить мусор, производить полив и кроме этого заниматься захоронением безродных трупов и биологических останков, а это - работа не для слабонервных. Неопознанные тела аккумулируются в морге в течение месяца. К моменту, когда их нужно предавать земле, запах стоит такой, что и на километр не подойти. Я не исключаю, что кто-то из смотрителей может пытаться подработать незаконным способом, но уволить человека только по подозрению я не могу - меня по судам затаскают. Нарушителя нужно ловить за руку. В этом для меня, как руководителя, важна помощь общественности. Не нужно скрывать факты, когда кто-либо требует от вас неустановленные государством выплаты по тем или иным услугам. На территории Юго-Западного кладбища есть информационные стенды с контактными телефонами. Нужно звонить по ним и жаловаться. Мы примем меры незамедлительно. Я буду только благодарен заявителям потому, что с их помощью окончательно вычищу систему от нерадивых сотрудников, - отметил Карамуратов.
О фактах, когда Бишкекское ритуальное агентство оперативно отреагировало на жалобу и приняло меры, наша газета писала в начале лета в материале «Специфический бизнес в Кыргызстане». В редакцию, напомним, обратилась бишкекчанка Валентина Колошева. В середине мая неизвестные разграбили могилу её дочери и зятя на Юго-Западном кладбище. С места захоронения они вынесли 10 плит из чёрного мрамора. В результате агентство ритуальных услуг собственными силами навело порядок на погосте.
Возлагать вину и ответственность за происходящее на столичных кладбищах лишь на Бишкекское агентство ритуальных услуг и его руководство нельзя. Непростая ситуация, которая складывается вокруг похоронного дела годами, требует к себе внимания и участия не только дирекции «БАРУ» и общественности, но и всех ответственных лиц, как в мэрии, так и в городском совете Бишкека. Один человек не разрешит вопрос нехватки бюджетного финансирования и уж точно не наведет порядок на столичных погостах.
P.S.
Уважаемые читатели, в случае возникновения вопросов, либо жалоб, касающихся работы Бишкекского агентства ритуальных услуг, вы можете обращаться по дежурному номеру телефона 0312 37-02-71. Если вы столкнулись с грубейшими нарушениями, фактами вандализма или краж на могилах ваших родственников, также можете обратиться в редакцию по номеру 0312 56-12-99, либо отправить сообщение на электронный адрес редакции - newsasia@yandex.ru
Александр Иванов, председатель Российского объединительного союза соотечественников: «Наше открытое обращение было вызвано тем, что в 2011 году, когда на Юго-Западном кладбище произошёл пожар, был уничтожен не один десяток могил. В тот раз мы выходили на дирекцию Бишкекского агентства ритуальных услуг, пытались разобраться в ситуации, но действующий на тот момент руководитель отказывался идти нам на встречу, делая вид, что ничего страшного не произошло. Ситуацию удалось разрешить лишь с привлечением тогдашнего мэра Бишкека Исы Омуркулова. Под давлением свыше дирекция приняла меры и восстановила могилы. Посетив недавно кладбище, я вновь увидел следы пожара и посчитал, что ситуация повторяется. Наше объединение, помня опыт 2011 года, решило сразу же придать происшествию максимальную огласку. Однако на днях я встретился с Болотом Карамуратовым, мы долго разговаривали, и я пришел к выводу о перспективности сотрудничества РОСС с новым руководителем агентства ритуальных услуг. Сейчас уже понятно, что этим ведомством руководит адекватный человек, видящий проблемы службы изнутри и, самое главное, готовый на сотрудничество. Мы договорились о том, что наше объединение впредь будет напрямую передавать в агентство жалобы, поступающие к нам от горожан. И о проведении ряда совместных мероприятий, направленных на тесную работу с общественностью, на выявление недостатков в работе Юго-Западного и других бишкекских кладбищ, на совместное, своевременное их разрешение».
На сегодня на балансе Бишкека находится 5 кладбищ: «Братское» - площадью 13 гектаров (закрыто с 1956 года), «Дунганское» - площадью 4,2 гектара (закрыто в 1965 году), «Северное» - площадью 86 гектаров - полузакрытое, поскольку на нем допускаются захоронения людей, в могилы или рядом с могилами родственников если есть место и разрешение от близких, «Ала-Арчинское» мемориальное кладбище площадью в 31 гектар открыто только для захоронений по постановлению правительства. Единственное действующее городское кладбище - «Юго-Западное» - занимающее свыше 300 гектаров (открыто в 1967 году). В январе прошлого года правительство республики выделило 44 гектара земли близь села Гроздь под строительство нового кладбища для нужд Бишкека. По замыслу оно будет оснащено видеонаблюдением, должной охраной и всеми необходимыми коммуникациями. Деньги на строительство уже выделяются, фирма-подрядчик, выигравшая тендер, начала работу по его благоустройству.
Аргументы и факты-Кыргызстан, №36, 2014 год
Комментарии