В Бишкеке продолжается Неделя памяти Суйменкула Чокморова, организованная холдингом «Ассоль», стартовавшая 23 ноября с уникальной выставки картин знаменитого актёра и художника в Музее изобразительных искусств им. Г.Айтиева. 24 ноября, в столичном ресторане с ностальгическим названием «Фрунзе» с триумфом прошла премьера спектакля «Последний вызов», посвящённого Суйменкулу Чокморову.
Огромный зал ресторана едва вместил всех желающих увидеть первый и единственный спектакль о любимом актёре. Столичный бомонд и политический истеблишмент, творческая интеллигенция и чиновники госструктур, преподаватели и студенты вузов - всех в этот вечер примирило и объединило имя великого Чокморова! Предваряя спектакль, перед зрителями выступила продюсер спектакля Ассоль Молдокматова, сказав, что название пьесы «Последний вызов», как и сам спектакль - многослойное и многозначительное: «Это, прежде всего, вызов жизненным испытаниям, выпавшим на долю Суйменкула Чокморова, которые он мужественно преодолевал. Это и вызов сегодняшнему времени - есть ли среди нас такие, кто способен сравниться с Чокморовым по харизме, таланту, человеческим качествам? Мы посвящаем этот спектакль не только любимому актёру, но и всей плеяде творческих личностей того времени, незаслуженно забытых сегодня. Это не только их вызов из исторического забвения, чтобы наградить запоздавшими заслуженными аплодисментами, но и дань новаторскому эстетическому вызову, породившему такой культурный феномен как «киргизское чудо» в кинематографе».
После этих замечательных слов весь зал стоя рукоплескал присутствовавшим в зале Болоту Шамшиеву, Геннадию Базарову, Джали Сооданбеку, Татьяне и Дамиру Акмановым, Назире Мамбетовой и в их лице всем основоположникам «киргизского чуда», символом которого стал для нас Суйменкул Чокморов. Автор и режиссёр пьесы Венера Кыдыралиева, рассказала нам, что с момента первого обсуждения идеи постановки такого спектакля с продюсером Ассоль Молдокматовой и до его премьеры прошло не больше четырёх месяцев. За это небольшое время удалось собрать необходимый драматургический материал, написать текст пьесы, подобрать великолепный актёрский ансамбль и, главное, поставить сам спектакль. «Что у нас получилось, а что нет, судить только зрителю. Вся наша команда энтузиастов-единомышленников, участников этого проекта, старалась показать предельно близко, как на ладошке, и максимально объёмно, во множестве ракурсов, судьбу такого незаурядного, красивого духовно и физически человека как Суйменкул Чокморов. Поэтому был выбран такой формат спектакля, где зрители становятся участниками драматургического действия, чтобы каждому посвящённому захотелось задуматься о собственных поступках, критически оценить увиденное и, возможно, устыдиться своей ограниченности», - сказала нам Венера Кыдыралиева после спектакля. После спектакля зрители ещё долго не расходились, обсуждая полученные яркие впечатления от игры актёров, необычной драматургии и оригинальности постановки. А ещё большинство зрителей были едины в том, что необходимо активно, в том числе, финансово, поддерживать и поощрять такие культурные инициативы как со стороны государства, так и всего общества. Для нас же самым важным, из того, что мы услышали после спектакля, стало мнение, что для стремительно теряющего традиционные нравственные ориентиры молодого поколения нашей страны - масштаб личности Чокморова, его история жизни и творчества - это потрясающий пример того, что «каждому воздаётся по делам его», прежде всего, как добро за добро, а не в привычном для нас понимании возмездия, что чувство социальной справедливости - это ведь не только заслуженное наказание, но и заслуженное признание, которое желательно при жизни, а не после смерти.
Комментарии