В Америке, например, каждые три минуты выпускается новый патент, а каждый день в супермаркеты прибывает 125 новых продуктов. Однако при этом, как отмечают специалисты, возросшая скорость жизни касается не только появления новых продуктов, но и ухода старых с рынка.
Все изменилось. И в данную минуту все активно продолжает меняться. Мы пережили «эру производителей» – когда предложение было ниже спроса и «эру продавцов» – когда предложение равнялось спросу. Подходит к концу «эра маркетинга» – когда предложение было явно выше спроса. На подходе «эра инноваций» – когда предложение будет формировать спрос. Страны, вошедшие в эту эру раньше других, принявшие ее философию и освоившие технологии инновационных преобразований, имеют все шансы стать лидерами мировых рынков третьего тысячелетия.
Понимают это и в Содружестве Независимых Государств. Уже сегодня, благодаря комплексному подходу к теме в рамках Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств-участников СНГ на период до 2020 года, на постсоветском пространстве реализуется комплекс мероприятий, направленных на опережающее инновационное развитие стран-партнеров. В числе этих мероприятий – повышение квалификации самих инноваторов.
Для реализации этой задачи на прошлой неделе в Перми была организована серия информационно-образовательных курсов по раскрытию национальных исследовательских программ в области новых технологических платформ. Координатором обучения выступило Федеральное агентство по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество). В дискуссиях и лекциях, занявших целый день, приняло участие более 40 человек: ученые, руководители предприятий, инноваторы из разных стран СНГ.
Ведущими курсов и экспертами стали известные в своих сферах специалисты: Валентина Былинкина - директор НОУ «Центр инновационного развития человеческого потенциала и управления знаниями»; Николай Косвинцев - начальник управления инновационной деятельности и бизнес-инкубатора высоких технологий Пермского государственного университета; Леонид Мыльников - начальник отдела инноваций Пермского политехнического университета; Сергей Сердюков - руководитель отдела координации кластера «Фотоника»; Александр Рассошных - директор АНО «Прикамский центр стратегического планирования» и Александр Мальцев - исполнительный директор Венчурного фонда Пермского края.
– Инновация – это идея плюс коммерциализация, – подчеркивали эксперты. – И, как показывает практика, это очень трудоемкий процесс: из трех тысяч сырых идей получается лишь один готовый инновационный продукт. Еще труднее сделать так, чтобы инновация была прорывной, чтобы влекла за собой новые разработки в тематике одной из технологических платформ.
Также эксперты в своих выступлениях отмечали, что если знать закономерности, влияющие на эффективное взаимодействие научной школы и производителей, если использовать современные процедуры организации работы инноваторов, обеспечить планирование инноваций и работать с данными прогнозов, то задача попадания исследований и практических разработок в прорывные тренды становится понятной и решаемой. Особенно интересными для участников курсов оказались системная оценка методов анализа и перспектив развития инновационных процессов. Они активно задавали спикерам вопросы.
Например, каким образом людям с гуманитарным образованием включаться в технические процессы? Возможна ли инновационная для людей, чье мировоззрение обусловлено советской научной школой, или это удел молодежи? Насколько велика в реализации инновационного проекта роль первого руководителя, и каким должны быть его психологические характеристики? Как технологические платформы стыкуются с новыми рынками?
- На каждый из вопросов мы получили развернутые и исчерпывающие ответы, - подытожили свои впечатления от участия в курсах их участники. – Технологические аспекты проблемы развития инноваций очень важны, но есть и не менее значимый фактор: в обществе должно сформироваться уважительное отношение к деятельности инновационных групп. Ведь их эффективная работа поможет обеспечить технологические, а впоследствии – индустриальные прорывы.
Таким образом, образовательные курсы по раскрытию национальных исследовательских программ в области новых технологических платформ обозначили базовые направления анализа и оценки перспектив развития инновационных процессов в государствах–участниках СНГ. А свое общение участники курсов могут продолжить и после их окончания – на специально созданном информационном ресурсе в социальных сетях.
Комментарии