Узбекистан станет предоставлять политическое убежище желающим его получить. Соответствующий механизм поручил разработать новым указом, обнародованным в понедельник, 13 марта, президент республики Шавкат Мирзиеев.
Документ регламентирует в ближайшее время «разработать и внести на утверждение положение о порядке предоставления политического убежища, предусматривающее конкретные механизмы реализации полномочий президента Республики Узбекистан, указанного пунктом 22 статьи 93 Конституции», то есть решение с помощью первого лица государства вопросов предоставления политического убежища и гражданства. Есть в нем и другие демократические преобразования: в частности, Мирзиеев поручил подготовить предложения по кардинальному уменьшению категорий должностных лиц, выезд которых в служебную командировку за рубеж требует специального согласования со службами аппарата президента. Данные изменения президент решил внести в законодательство, «…имея в виду предоставление большей самостоятельности руководителям органов государственной власти и управления и повышение их ответственности по этим вопросам». Так же его решением пересмотрена структура аппарата президента и сокращены дублирующие друг друга штатные единицы и подразделения: упразднены Совет по реформированию законодательных основ государственного и общественного строительства, судебно-правовой системы при президенте республики и межведомственный координационный совет по реформированию и инвестициям при президенте, а так же служба по взаимодействию с Олий Мажлисом (парламентом), политическими и общественными организациями и служба по координации деятельности правоохранительных и контролирующих органов аппарата президента.
Отметим, что при первом президенте Узбекистана Исламе Каримове наблюдался скорее обратный процесс: многие граждане благодаря авторитаризму и репрессивным мерам вынуждены были покинуть страну, ища политического убежища за ее пределами, по доброй воле в поисках убежища перебираться в Узбекистан могли только жители соседнего пострадавшего от военных конфликтов Таджикистана, где жилось еще хуже. Сменить подданство и получить статус беженца по тем или иным причинам, в том числе благодаря угнетению по признаку национальности, политических убеждений или вероисповедания, вынуждены были сотни граждан Узбекистана. Ситуация усложнилась тем, что в 2006 году по решению узбекских властей филиалу УВКБ ООН в Ташкенте указали на дверь, и для жителей РУз, желающих избавиться от гнета режима, возникло еще больше препятствий. Однако поток политических беженцев продолжал увеличиваться. Так, например, по данным доклада управления верховного комиссара ООН по делам беженцев за 2011 год, страну в качестве политических беженцев только за первые полгода покинули более 240 граждан, в 2013 году этот же документ зафиксировал уже 520 граждан РУз, просивших политического убежища. Данных УВКБ ООН за 2016 год и период после смерти Каримова в сентябре 2016 года пока в открытом доступе нет, но можно отметить два резонансных случая получения политического убежища гражданами РУз за минувший 2016 год. Первый – из-за дискриминации по вероисповеданию. Пастор «Церкви христиан полного Евангелия» в Андижане Дмитрий Шестаков провел за решеткой три года, по обвинению в организации религиозных групп, изготовлению и распространению материалов, представляющих угрозу общественной безопасности. После освобождения он вместе с семьей поспешил покинуть Узбекистан, отбыв на Украину, и спустя три года, осенью 2016-го, получил политическое убежище в США. Во втором случае репрессиям подвергся правозащитник и независимый журналист из города Ангрена в Ташкентской области Дмитрий Тихонов, поведавший миру о незаконном и безнаказанном сносе памятника погибшим в ВОВ в год 70-летия Победы. Его власти Узбекистана обвиняли в разжигании межнациональной розни. Политическое убежище он нашел в Германии.
Комментарии