В Синцзян-Уйгурском автономном районе Китая ( СУАР) с 1 апреля 2017 года начало действовать новое законодательство, направленное на противостояние религиозному экстремизму. Власти региона при этом нарушили права проживающего там мусульманского населения –свобода религиозной практики, а так же некоторые аспекты поведения и быта, диктуемые вероисповеданием, теперь частично запрещены.
В частности, запрет вводится на ношение «аномальных бород» для мужчин, а также покрывающей все тело одежды - хиджаба и чадры в общественных местах для женщин. Так же исповедующим ислам уйгурам и представителям иных национальностей придется пожимать руки при приветствии представителям противоположного пола, разрешать своим детям и внукам вступать в браки с членами компартии и госслужащими, а также посещать похороны последних – в противном случае на них могут донести как на «экстремистов». Данная реформа стала частью новой стратегии Синьцзяня по обеспечению общественной безопасности, расходы на которую за 2016 год увеличились на 19, 3 % и составили более чем 30 млрд юаней ( 4,37 млрд долларов США.). По новым правилам, о которых сообщает «Reuters» со ссылкой на официальные СМИ региона, в общественных местах нельзя носить полностью закрывающую лицо и тело одежду – хиджаб и чадру. Сотрудникам аэропортов, железнодорожных станций и общественного транспорта предписано не впускать людей в такой одежде и сообщать о них в правоохранительные органы. Также населению нельзя «отказываться от радио, телевидения и других общественных объектов и услуг», вступать в брак с использованием религиозных, а не юридических процедур. Запрещается народное частное образование и вмешательство в работу государственной образовательной системы. Нельзя портить государственное и частное имущество, вмешиваться в реализацию политики по контролю за рождаемостью – следует во всем разделять убеждения государства. В правилах говорится, что «родители должны влиять на своих детей, воспитывать их с уважением к науке, культуре, поддерживать этническое единство, противостоять экстремизму».
Инструментом и гарантом соблюдения новых правил стало введение крупных вознаграждений за сообщения, в том числе анонимные, о «подозрительных» лицах и «подозрительной» деятельности террористической направленности. Информаторы получат вознаграждение в размере от 150 до 500 000 юаней (от 22 долларов до 72 тысяч долларов США, прим.авт) – в зависимости от важности информации. Власти гарантируют анонимность информаторов и тайное перечисления средств на их банковские счета, если потребуется – в частности, если с помощью доносов удастся разоблачить «двуличных кадров партии и представителей религиозного духовенства». Однако в каждом из округов реформу понимают по-своему. Так , в частности, в округе Чир информаторам, которые сообщают о подозрительных действиях отдельных лиц, возвращающихся из зарубежных поездок, полагается 10 000 юаней (1 449 долларов США), а тем, кто сообщает о лицах, которые отказываются поприветствовать рукопожатием знакомых своего или противоположного пола, отдавать своих детей замуж за иноверцев или представителей партийной номенклатуры, или присутствовать на похоронах управленческих кадров и отечественных религиозных священнослужителей положены 3000 юаней ( 435 долларов США). Та же сумма полагается за отчет физических лиц о согражданах, носящих знаки на одежде в виде вышитых звезды и полумесяца, или информация о том, что кто-то где-то употребил словосочетание «Восточный Туркестан» в речи. В округе Хотан уже, по сообщениям СМИ, есть первые информаторы, получившие вознаграждение.
Жители региона и мировое сообщество не приветствуют подобные способы борьбы за безопасность. В интервью «Radio Free Asia» Ильшат Хасан, президент Американской ассоциации уйгуров, сравнил их с «системой тактических приемов, используемых в нацистской Германии, при Сталине в Советском Союзе и в Китае во времена «культурной революции» Мао Цзэдуна» и выразил обеспокоенность народным гневом в будущем.
- Китайское правительство, особенно в регионе Хотан, бросает крохи уйгурскому народу и побуждает его шпионить за своими представителями. Это не что иное, как толкание тех, кто живет под его авторитарным правлением, к моральному кризису, который приведет к трагедиям, - отметил он. - Хотя такая жесткая китайская политика может привести к некоторым результатам, она будет вызывать глубокие подозрения среди людей и возмущение. Ясно, что такое общество без доверия и под подозрением и страхом в конце концов поколеблет основы китайского коммунистического правления.
Отметим, что за пределами страны эксперты неоднократно высказывались о том, что Пекин преувеличивает угрозу со стороны уйгурского населения и перегибает палку с реализацией репрессивной внутренней политики.
Комментарии