Вот уже шесть лет каждое третье воскресенье мая в Кыргызстане отмечают светлый и добрый праздник - День матери. В преддверии этой знаменательной даты корреспондент «АиФ-Кыргызстан» побывала в гостях у Валентины Елисеевой - матери-героини, отличника народного образования Киргизской ССР, ветерана труда, Почётной женщины КР, человека с удивительной судьбой.
У Валентины Анатольевны 6 сыновей, 4 дочери, 30 внуков и 28 правнуков. Однако мамой ее называют не только родные дети, но и десятки выпускников сельской школы, где она сорок лет работала учительницей русского языка и литературы. В далёкое, незнакомое село Ат-Баши, расположенное в высокогорном районе Нарынской области, молодую девушку из столицы Валентину Елисееву привела любовь. Но обо всём по порядку.
- Я родилась 16 апреля 1935 года в Алма-Ате, - рассказывает Валентина Анатольевна. - Отец был военным, мама - гимнасткой. Детей в семье было двое: старший брат и я.
- Ваше детство пришлось на военные годы. Что из того времени Вы запомнили?
- Времена были тяжёлые, голодные и холодные. Отец ушёл на фронт. Мы жили вместе с родственниками. Женщины целый день работали на базаре. Если что-то удавалось заработать - приносили немного муки или крупы и варили баланду. Огонь разводили только по вечерам. Если брату удавалось раздобыть с проезжающей машины ветку саксаула, то было, чем печку затопить. Получалось не всегда. Бывало, валенки за день промокнут, а высушить негде. Тогда мы их скидывали на улице возле порога, они на морозе подмерзали - и как будто сухие. Надевали и шли становиться в очередь за хлебом в 3 часа ночи. Получали норму на шестерых человек - один килограмм и 200 граммов. А кормились всемером: одна родственница не была прописана, и хлеба на неё не выделяли. Так и выживали.
- А победу как встретили?
- Мне тогда было 10 лет. Возвращаюсь домой с хлебом и вижу - люди выбегают из дворов, радуются, обнимаются, шапки вверх бросают, кричат: «Победа! Победа!». Я сначала не разобралась, что происходит, а потом очень обрадовалась. Тоже закричала: «Побееедааа!» - и бегом домой. После разгрома фашистов отец ещё два года воевал на советско-японском фронте и вернулся домой только в 1947-м году.
- Как Вы попали в Киргизию?
- После окончания школы в Алма-Ате я поехала учиться во Фрунзе. Поступила в Киргизский государственный университет на специальность «Филология». В студенческие годы встретилась со своим будущим мужем Турсуналы Алымкуловым: он учился в лесной школе.
- Где Вы познакомились?
- На центральной площади. Мы с подружкой часто там гуляли. Как-то раз она заметила, что какой-то парень глаз с меня не сводит. Когда он подошёл, познакомились, затем стали встречаться. А потом Турсуналы увёз меня в родное село Ат-Баши, там в 1957 году и поженились. Свадьбу провели по кыргызским обычаям: посадили меня в уголок, надели платок, закрыли занавеской, приставили ко мне переводчицу (я ведь не знала ни кыргызского языка, ни обычаев), пригласили гостей. А я сидела и радовалась, что меня не видно.
- Семья мужа хорошо приняла русскую невесту?
- По тем временам неплохо. Свекровь со мной особо не церемонилась и встретила словами «Бул татар!». А девчонки постарше любили подшутить надо мной: мол, скажи «Аписа» (так звали мою свекровь). Я говорю: «Аписа». Они хохочут: «Неправильно!», а я никак не пойму, в чём подвох. Потом уже объяснили, что ни в коем случае нельзя свекровь по имени называть.
- Сложно было, наверное, после столичной жизни приспособиться к сельским условиям?
- Конечно. Приехали мы весной, там ещё было холодно, снег лежал. Люди совсем другие, не такие, как в городе. Носили чапаны, тулупы. По-русски почти никто не говорил. Дома были саманные, дворы - общие на несколько семей. В нашем доме в одной комнате был деревянный пол, в другой - земляной, стены побелены до половины, а крыша - из прутьев и глины. После городского комфорта было странно и непривычно. Помню, после свадьбы мне поручили сделать чай. Я вытащила на улицу самовар, принесла воды и стою, думаю, куда же её наливать. Даже в трубу заглянула. Потом вышла моя переводчица и показала, как это делается. Со временем я научилась и хлеб печь, и хозяйство вести, и жить по местным обычаям.
- Вдобавок, в совершенстве освоили кыргызский язык. Как Вы его выучили?
- Постепенно. У свекрови были маленькие дети, за которыми я присматривала, от них и научилась. А вскоре и свои дети пошли - сначала четыре дочки подряд, потом, один за другим, 6 сыновей. Они уже с малых лет свободно владели и кыргызским, и русским языками.
- Как сложилась Ваша педагогическая деятельность?
- В Ат-Баши я работала учительницей русского языка и литературы в школе № 2 имени Ленина. Коллектив был хороший, дружный, старательный, а вот условия - непростые. Где-то до 70-х годов, пока не провели паровое отопление, в школе было очень холодно. В классах стояли печки, горячие - не притронуться, а чернила на партах застывали. Дети прятали чернильницы за пазухи, дышали на них, чтобы отогреть. Несмотря на такие условия, дети не пропускали занятия, не опаздывали. Приходили даже из соседних колхозов, расположенных в 5-6 километрах от школы. Это была единственная в районе школа с русским языком обучения. Дети приходили в нулевой класс, ни слова не зная по-русски. А через месяц уже начинали говорить, составлять простые предложения.
- Много было учеников?
- По 35-40 человек в классе. Я работала в старшей школе. Был у меня класс, который я вела с нулевого, все одиннадцать лет. Детки все хорошие, умные, выросли успешными людьми. Есть среди моих учеников и врачи, и военные, и милиционеры, и учителя, многие девочки стали русоведами. Сейчас им по 60 лет, но обо мне не забывают, звонят, поздравляют с праздниками. Те, кто в Бишкеке, заходят в гости, а своим детям объясняют: «Мы идём к маме».
Во Фрунзе семья Валентины Анатольевны перебралась в 90-е годы. Елисеева признаётся: если бы не перестройка, не лихое время, они с мужем ни за что не покинули бы любимое село Ат-Баши. Отца семейства, Турсуналы Алымкулова, который до пенсии проработал водителем на автобазе и бесстрашно перевозил грузы через перевал, не стало в 2009 году.
Дочери пошли по стопам Валентины Анатольевны - стали педагогами. Сыновья отслужили в армии, один из них стал военным, другие - предпринимателями. Семья живёт по традициям и обычаям кыргызского народа, чтит и соблюдает национальные обряды, но и не забывает о своих русских корнях.
Дети и внуки окружают Валентину Анатольевну заботой и никогда не оставляют любимую маму и бабушку в одиночестве. Недавно Валентине Елисеевой исполнилось 82 года. Дети решили устроить особенный праздник и организовали выставку картин, вышитых маминой рукой.
- Это моё давнее увлечение, - рассказывает Валентина Анатольевна о своём творчестве. - Вышивать я научилась ещё в детстве, в 7 классе. В Ат-Баши канву было не достать, поэтому в ход шли куски ткани в клеточку, плетённые мешки из-под риса. Вышивала картины, панно на стену, скатерти, плела кружевные салфетки, занавески, чтобы в доме было красиво и уютно. Соседки приходили, учились. Всё лучше, чем тратить свободное время на простые разговоры.
О таких, как Валентина Анатольевна, говорят: человек с лёгкой рукой. Оттого даже в суровом ат-башинском климате цвёл и плодоносил её сад, давал хороший урожай огород, спорилась всякая работа. Эта история - яркий пример того, что не место красит человека, а человек место. По сей день Валентина Анатольевна не сидит без дела: вышивает картины, учит подрастающее поколение быть честными и добрыми к людям, радуется успехам детей, внуков, правнуков и учеников. Это ли не истинное счастье?
Комментарии