Позади очередной учебный год, ознаменовавшийся несколькими скандалами, связанными со сведением личных счётов некоторых парламентариев с руководством отдельных школ, с доброй традицией убирать городской мусор за пределами учебных заведений силами школьников и учителей, с результатами ОРТ, о необходимости отмены которого говорят уже не первый год. Министр образования и науки КР Гульмира Кудайбердиева на встрече с журналистами и во время форума «Таза коом» поделилась итогами деятельности ведомства и планами на будущее. Корреспондент «АиФ» узнала, какие реформы запланированы на ближайшие годы в КР и что ждёт школьников и их родителей уже в грядущем 2017-18 учебном году.
Платить или не платить?
Пожалуй, это самый наболевший вопрос. По неофициальным данным, в Бишкеке за поступление или перевод в «элитную» школу не по месту проживания, но с полным комплектом педагогов и учебников придётся отстегнуть от 5 до 40 тысяч сомов. Деньги идут либо как добровольный взнос, либо «втёмную». К тому же, приходится «скидываться» на классные праздники, а также подарки классному руководителю. Ещё на расходы, связанные с экзаменами в 9 и 11 классах - бюджет учебного заведения не рассчитан на прокорм экзаменующихся, ручки и бумагу для них и прочие сопутствующие траты. Добавим к этому, что жить согласно здравому смыслу и не хотеть выпускного бала в шикарном ресторане с катанием на лимузинах и самым модным ди-джеем могут не все родители, а не клевать некоторых детей за ограниченные финансовые возможности дано не всем классным руководителям. Компромисс в МОиН нашли: совместно с мэрией Бишкека был издан документ о запрете родительских взносов в школах. Согласно ему, начальнику Управления образования мэрии поручено взять под строгий контроль организацию приёма детей в первые классы. Директорам школ запретили проводить любые виды вступительных испытаний для будущих первоклашек и взимать с родителей деньги в качестве взноса. Они будут нести за нарушение запрета персональную ответственность, вплоть до освобождения от занимаемой должности. Все остальные так называемые добровольные родительские взносы остаются в рамках деятельности общественных объединений при школах. Пока запрет распространяется только на Бишкек, однако планируется внедрить его по всей стране.
Возрастной провал в профессии
Вторая немаловажная группа вопросов связана с педагогическими кадрами. Значительное число учителей находится уже в категории «работающие пенсионеры», и может продержаться на плаву ещё несколько лет, вслед за чем последует возрастной провал в профессии - отсутствие новой смены средних лет. Через два года ситуация в сфере образования и вовсе может стать критической. Тем более, что в ЖК КР прошёл первое чтение законопроект, который предусматривает надбавку к пенсиям тем, кто проработал учителем от 20 до 25 лет в однократном размере от назначенной пенсии, 25 лет и более в полуторакратном размере. При среднем размере пенсии в республике - 5 тысяч 173 сома учитель, проработавший в школе от 20 до 25 лет, будет иметь пенсию в 10 300 сомов, свыше 25 лет - 12 900 сомов. Повышенную пенсию предлагается выплачивать только неработающим пенсионерам с 1 января 2019 года. При реализации закона пенсионеры с удовольствием покинут рабочие места, наслаждаясь покоем и отсутствием нервотрёпки в виде отчётности практически за ту же сумму, что зарабатывали в школе. Однако в ведомстве не унывают: дефицит кадров предлагается перекрыть недавними выпускниками вузов.
Дефицит учебников
Если с преподавателями всё ясно, то со средствами обучения - не очень. Дефицит учебников снова напоминает о себе. И потому правительство в конце мая вынесло на общественное обсуждение постановление, согласно которому определён список школ, где учебники будут сдаваться в аренду ученикам начальных классов по примерной цене в 25 сомов за каждую книжку. Так планируется изыскать средства на издание и покупку новых учебников. В список вошли 397 школ в Оше, в Таласской области, в Ноокенском районе Джалал-Абадской области, Жайылском районе Чуйской области, Кочкорском районе Нарынской области, Кадамджайском районе Баткенской области и Иссык-Кульском районе Иссык-Кульской области. Ответственность за выдачу учебников возлагается на школьного библиотекаря, а также на классного руководителя. В случае утери или порчи учебника родители (законные представители) учащихся обязаны восстановить учебник путём внесения на специальный счёт Министерства образования и науки в региональном отделении казначейства денежных средств согласно стоимости учебника или путём замены утраченного или испорченного учебника на новый.
Зато с проектом повсеместной интернетизации дело продвигается лучше.
- До конца года 765 школ планируется подключить к интернету. Из них порядка 70% школ будут подключены к Сети уже 1 сентября, остальные 30% к ноябрю очередного учебного года, - заверила министр.
Интернетизация поможет «всеохватному и справедливому качественному образованию и даст возможность обучения на протяжении всей жизни».
- Для решения этого вопроса важным инструментом будет заявленное в Национальной программе «Таза коом - Цифровой Кыргызстан 2040» изменение системы образования, которая должна быть перестроена так, чтобы наши дети и молодёжь могли легко интегрироваться в новой цифровой среде и стали востребованными профессионалами, обладали креативным мышлением, навыками внедрять инновации, - сообщила министр. - В Кыргызстане формируется модель электронного обучения и в конце 2016 года было утверждено его руководство. Уже разработана концепция «Умной школы», включающая в себя четыре базовых элемента: э-Среда (инфраструктура), э-Учитель (электронный учитель), э-Учебник (содержание), э-Ученик. Они должны сформировать у детей и педагогов компетентность в использовании новых способов и средств получения знаний, совместной деятельности или коммуникации с помощью цифровых технологий.
В программу создания электронного обучения входит расширение доступа к зарубежным образовательным ресурсам, создание условий для интерактивной коммуникации между учеником и образовательным учреждением, которая должна включать в себя электронную образовательную среду, электронные симуляторы для развития навыков и смешанное обучение.
- Для многих из более чем 20 тысяч детей с особыми возможностями здоровья также затруднён физический доступ в образовательные организации. Дистанционное обучение может снять часть имеющихся проблем и позволит реализовать принцип равного доступа к качественному образованию, - заключила министр.
Кроме того, появится на свет система электронного документооборота (AVN), которая позволит связать все вузы республики для обмена документами и формирования базы для принятия решений, а министерству - улучшить механизмы управления.
Что касается предметов, то в новом учебном году в школах, начиная с пятого класса, увеличат часы на изучение английского языка с 2 часов до 5 в неделю, и добавят в расписание информатику. При этом сокращать часы по другим предметам не будут, однако в течение грядущего учебного года предполагается разработать ряд предложений по изменению базисного учебного плана с интеграцией ряда предметов. Цель реформы - снизить нагрузку на детей и дать им знания, которые «больше пригодятся в жизни». При объединении предметов часть педагогов потеряет работу. Однако в министерстве предполагают, что их можно переучить на педагогов-воспитателей - тьюторов, которые будут заниматься личным курированием учеников, решать организационные вопросы, контролировать расписание, психологически настраивать подопечных на продуктивную работу, заниматься профилактикой суицида. Примерный оклад тьюторов пока не озвучен.
Что нам стоит…
Но все эти вопросы не имеют смысла из-за отсутствия новых школ для маленьких кыргызстанцев. Особенно актуальна эта проблема для Бишкека, население которого разрастается за счёт внутренней миграции и в последние семь-десять лет переживает демографический бум. Если решать этот вопрос в столице помогут Россия с православной гимназией, и Китай с грантовой школой, которую откроют уже 1 сентября 2017 года, а в Оше может появиться школа, построенная Узбекистаном, то в регионах пока он висит в воздухе. Заявленные 100 школ пока не построены. Ситуацию несколько исправят 16 школ в разных регионах страны, которые намерены построить на грант Саудовской Аравии в 30 млн долларов США вместимостью от 150 до 550 ученических мест.
Неясно и в каком состоянии находятся уже существующие учебные заведения.
- По результатам проверки школ республики сформирован перечень из 193 школ, из которых 108 требуют в перспективе нового строительства, 73 нуждаются в капитальном ремонте, а 12 школ находятся в аварийном состоянии. Учащиеся этих объектов вынуждены заниматься в клубах, домах культуры и других ближайших учебных заведениях, - отметила министр на встрече со СМИ. - Кроме того, из-за чрезвычайных ситуаций ученики трёх школ (одной в Узгенском и двух в Чон-Алайском районах) в мае 2017 года вынуждены были заниматься в палатках. Эти три объекта внесены в титульный список капстроительства на следующий год. В этот же проект внесены и те 12 школ, о которых я сказала ранее.
Однако любопытен тот факт, что в январе 2017 года Кудайбердиева после ряда землетрясений, когда по поручению главы государства Алмазбека Атамбаева прошла инвентаризация школ КР, говорила, что капитальный ремонт нужен 193 учебным заведениям, а не 70-ти. Но дети в палатках и других «неучебных» местах знания не получают. Выходит, что часть школ скоропостижно пришла в негодность, другая - самоотремонтировалась? Получить достоверную информацию о состоянии школ можно будет уже 1 сентября. Кстати, начало учебного года решили всё же не передвигать, несмотря на радение некоторых нардепов, призывавших сделать это, чтобы дети и подростки, живущие в сельской местности, могли помочь семьям в уборке урожая. Хотя в перспективе перенос и планируется в течение ближайших 2-3 лет, когда будет представлено соответствующее экономическое обоснование.
Справка:Базовая заработная плата учителя по Бишкеку в государственной школе составляет 4500 сомов за 20 часов учебной нагрузки. В гимназиях эта сумма на 15% больше. К этим средствам прибавляется «мэрская» тысяча сомов за работу в столице, есть небольшие надбавки и за классное руководство, и за «вредность» у информатиков и химиков. Специалист, отработавший более 5 лет, получает к исходной сумме в 5 500 сомов или чуть выше 10% прибавки, более 10 лет - 20%, более 15 лет - 30%. Поскольку не всегда хватает кадров, многие учителя берут дополнительную нагрузку выше 20 часов - 28, 35 и даже 40 часов, работая как «заменяющие».
Комментарии