В ГУВД Бишкека приняли решение о закрытии уголовного дела в адрес народного целителя-табипа Хашима (Ашыма) Зайналиева. «АиФ» уже ранее писал о его лечебной деятельности без лицензии в ужасающих условиях в жилмассиве Кок-Жар, ставшей достоянием общественности после смерти двух пациенток. Причиной стало… отсутствие заявлений от других потерпевших.
А караван идет…
Напомним, Зайналиев в своей клинике без соответствующего образования, оборудования и лицензии оперировал онкобольных в последней стадии, аппелируя к народной медицине. После смерти в июле 2016 года одной из пациенток после операции по удалению груди против Зайналиева возбудили уголовное дело по статье 122 УК КР («Незаконное врачевание»). Заинтересовались его деятельностью и в ГБСЭП. Сотрудники отдела внутреннего аудита ведомства подсчитали доход Зайналиева, полученный в ходе незаконной деятельности, однако сумма его не была нигде озвучена и разглашена. Но… клиника продолжала работать. И последняя смерть от укола в грудь произошла у лжеонколога в конце февраля 2017 года во время следствия. Но и тут сделать ничего в пользу закрытия незаконного бизнеса не удалось. Глава Минздрава Талантбек Батыралиев не смог добиться закрытия клиники - в Первомайском суде столицы его заявление не приняли. Безлицензионную деятельность народного целителя там не посчитали чем-то незаконным и порекомендовали обратиться с требованием прекратить работу Зайналиева в ГУВД Бишкека. Однако там в прекращении работы отказали. А теперь уголовное дело против «врачевателя», своими средствами доведшего до смерти двух пациенток, и вовсе закрыто. Что же касается самой «клиники» в жилмассиве Кок-Жар, в пресс-службе ГУВД сообщили: она якобы прекратила существование – владелец особняка не захотел продлевать с табыпом договор и с начала месяца она не функционирует. Как сообщил некоторым СМИ сам Зайналиев, он планирует отправиться на Ближний Восток, поскольку представители некоторых стран региона обещали ему покровительство и помощь в обустройстве и организации лечебной практики.
Порочный круг
Однако никто не мешает любому другому целителю без лицензии открыть клинику в другом месте и с большими предосторожностями. И клиентуры у него и его конкурентов в отрасли будет хоть отбавляй - в течение последних десяти лет в республике наблюдается бум популярности народных целителей и народных средств врачевания. Он связан с двумя факторами. Первый - снижение уровня грамотности и образованности населения. Второй - недоверие к государственной медицине. За 25 лет эта сфера во многом регрессировала и держится до сих пор на плаву благодаря малочисленным, бескорыстным и профессиональным врачам - энтузиастам. Оснащение больниц в регионах, познания и зарплата врачей оставляют желать лучшего. А в столице квалифицированные медуслуги доступны не всем – нередко для их получения приходится проходить через коррупционные схемы, а медики приписывают лишние заболевания для «раскрутки» пациентов на дорогие анализы и лечение в партнерских центрах и клиниках, от которых за «свежее мясо» получается ими неплохой процент к нищенской зарплате. Не в пользу государственной и официальной медицины говорят и громкие скандалы – например, в области качества диагностики и лечения онкологических заболеваний. Поэтому люди выбирают все чаще «нетрадиционных» лекарей, что приводит к трагедиям.
Самыми нашумевшими в этом отношении становятся случаи с детьми. Например, в 2003 году в одной из бишкекских больниц на операционном столе оказался 12-летний мальчик с гангреной – на его сломанную ногу сельский лекарь-самоучка наложил тугую повязку с мумием. В 2015 году СМИ облетел случай, когда в Национальный центр онкологии поступил мальчик, родители которого после страшного диагноза вместо комплексного лечения в виде химиотерапии, эндорезекции и эндопротезирования предпочли отправить сына к одному целителю, который обещал «замолить» заболевание. Лечение не помогло – с гноящейся опухолью ребенка привезли обратно, и удалили не только руку, но и ключицу и лопатку. В 2016 году 80-летняя знахарка до смерти залечила 6-летнего мальчика от псориаза медным купоросом . последним вопиющим случаем стала попавшая в СМИ в начале июля 2017 года, когда полуторагодовалая девочка поступила в Национальный центр онкологии с 4-й запущенной стадией рака после лечения верблюжьей мочой и молоком верблюда - прописанного народным целителем.
Примечательно, что большинство случаев гибели пациентов в этом случае до суда не доходят – на 95% они заканчиваются примирением сторон «за неимением претензий». Чтобы упорядочить явление целительства, в 2013 году религиовед, директор аналитического центра «Религия, право и политика» Кадыр Маликов предлагал ввести лицензирование целителей Минздравом на основании оценки их знаний и эффективности навыков дипломированными специалистами и прохождения практики в больнице или поликлинике. Однако к нему никто не прислушался. Как и к профессору, доктору медицинских наук Мукашу Бейшембаеву, который в 2016 году говорил о необходимости введения уголовной ответственности по отношению к людям, занимающимся незаконным лечением онкобольных и приносящим вред их здоровью и жизни. Однако его предложение почему-то повисло в воздухе, и никто из парламентариев им не заинтересовался, хотя оно и могло бы спасти жизнь не одному кыргызстанцу. Никому не было из чиновников дела и до заботы нынешнего главы Минздрава, который столкнулся с тем, что его ведомство благодаря юридическим лазейкам не имеет права ни лицензировать знахарей и целителей, ни прекращать их губительную подчас для граждан Кыргызстана деятельность. И предложил изменить законодательство республики в пользу безопасности сограждан. Контроля со стороны государства и возможности запрета государством целительства так же не существует. 89 частных клиник зарегистрированы в КР, числа целителей же в стране не знает никто. И никто из чиновников заниматься решением этой проблемы все так же не собирается - кроме главы Минздрава и врачей, к которым попадают больные после лекарей и целителей в стадии, когда спасти их жизнь уже нельзя.
Кстати: 2, 5 тыс человек в КР в 2017 году отказались вакцинироваться. Причинами выступали религиозные убеждения, опасения за ухудшение здоровья детей после прививок и - пропаганда целителей, внушающих родителям, бабушкам и дедушкам, что прививки-зло.
Комментарии