Во вторник, 16 января, исполнился ровно год со дня авиакатастрофы под Бишкеком в поселке Дача СУ близ аэропорта «Манас». Самолет Boeing-747 турецкой авиакомпании ACT Airlines, выполнявший рейс Гонконг-Бишкек-Стамбул в 07.17 утра 16 января 2017 года рухнул на жилые дома. Жертвами крушения стали 39 человек – 4 члена экипажа, граждан Турции, и 35 киргизстанцев, еще 15 человек были госпитализированы. Двое семилетних мальчиков – Жакшылык Шералиев и Султан Сыдыков – остались круглыми сиротами, чудом выжив.
Свои слова поддержки и сочувствия киргизскому народу выразили сотни людей из всех уголков мира. МЧС и правительство КР оказали содействие при доставке на малую родину тел погибших: многие из жертв крушения были уроженцами южных областей, которые не найдя работы у себя в регионе, были вынуждены перебраться в столицу и жить в опасной близости от аэропорта. Трагедия объединила Киргизию. На место крушения приезжали волонтеры с горячим питанием для сотрудников МЧС, которые вели поиск тел и выживших, люди предлагали свой кров для тех, чьи дома были повреждены во время падения самолета. В считанные дни были собраны несколько тонн гуманитарной помощи в виде продуктов питания и одежды, а на специально открытый спецсчет МЧС поступили более 102 млн сомов - как от киргизстанцев, так и от диаспор соотечественников за рубежом и просто неравнодушных людей из других стран… Все собранные средства распределили по семьям, потерявшим близких, имеющих пострадавших от крушения или оставшимся без крыши над головой. Детям же, ставшим сиротами и полусиротами, перечислили деньги на особые депозитные счета в национальной и иностранной валюте. Они смогут воспользоваться этими средствами после совершеннолетия. Также компенсации выплатила и компания, которой принадлежал самолет-убийца.
К годовщине крушения на месте падения самолета была открыта памятная стела с именами погибших - деньги на памятник собрали их семьи и правительство. На траурной церемонии присутствовали первый заместитель руководителя Аппарата Президента КР Мухаммедкалый Абулгазиев (по совместительству - председатель правительственной комиссии КР по ликвидации последствий катастрофы), члены правительства, близкие и родные погибших, пострадавшие, а также Чрезвычайный и Полномочный посол Турции в КР Женгиз Камил Фырат, волонтеры и представители соответствующих служб, оказавших помощь в ликвидации последствий трагедии. Абулгазиев выразил слова соболезнования жителям поселка, потерявшим родных и близких, и сказал слова благодарности и киргизстанцам, откликнувшимся на чужое горе, и поддерживавшим республику в трудный час другим странам, и волонтерам, и сотрудникам экстренных служб, работавшим на месте крушения, в больницах, в морге РЦСМЭ несколько суток без перерыва…
- Ровно год назад именно на это место упал турецкий самолет, который унес 39 жизней. Я еще раз приношу соболезнования родным и близким погибших от имени президента и от себя. Мы сделали все возможное для того, чтобы устранить последствия авиакрушения, но жизни вернуть не сможем никогда. Эта трагедия еще раз показала единство и дружбу народа Киргизии. Год назад никто не остался в стороне - дети отдавали свои игрушки пострадавшим сверстникам, люди перечисляли деньги, и даже пенсионеры перечисляли свою пенсию. Всем пострадавшим и родным погибших была оказана помощь, никто не остался на улице без крыши над головой, - отметил он.
Так же чиновник напомнил, что после крушения на государственном уровне возник вопрос о необходимости переноса всех аэропортов в республике подальше от жилых домов (в частности, в Оше и Бишкеке) и переселения людей из жилмассивов и поселений, прилегающих к «Манасу». Часть из них возведена незаконно или же не предназначена для круглогодичного проживания людей официально: эти земли выдавались для временного сезонного выращивания сельскохозяйственных культур. Однако пока Дача СУ и родственные ему поселения существуют и не расселены, несмотря на опасность повторения трагедии.
- Дача СУ - не единственный дачный участок, который требует решения вопроса. Я знаю, что число подобных проблемных участков на сегодня достигает 238. Некоторые их жители требуют придать им статус населенного пункта, другие требуют перенести. Только в Дача СУ 420 строений. Для переноса поселка нужны огромные деньги, выделения земель, проведения коммуникаций, - заключил Абулгазиев.
Действующий президент Киргизии Сооронбай Жээнбеков не смог прибыть на открытие памятника, но встретился с детьми, которые потеряли родных и близких в результате авиакатастрофы в поселке Дача СУ и представителями объединения пострадавших от крушения. Президент выразил соболезнования родственникам погибших и отметил, что тяжелую утрату переживала вся страна. Во время встречи Венера Шейшенова, председатель инициативной группы пострадавших при крушении самолета, и потерявшая во время крушения троих детей, выступила с небольшой речью. Она поблагодарила руководство страны и сограждан за сочувствие и поддержку и отметила, что в социальных сетях и СМИ иногда распространялась неверная информация о выделенных средствах и гуманитарной помощи. Шейшенова сказала, что все обращения и заявки пострадавших были своевременно удовлетворены правительственной комиссией.
- Мы работали в тесном взаимодействии с правительственной комиссией, ни одна проблема не оставалась нерешенной. Все деньги, в том числе собранные неравнодушными гражданами, распределялись в соответствии с нашими предложениями и пожеланиями, - цитирует ее пресс-служба главы государства.
Отметим, что истинная причина трагедии не установлена до сих пор. В день катастрофы, 16 января 2017 года, было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного частью 3 статьи 280 УК КР («Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее гибель нескольких лиц»). Была создана межведомственная следственно-оперативная группа из числа сотрудников органов МВД и ГКНБ КР, которой проводились все необходимые мероприятия по тщательному расследованию причин и обстоятельств произошедшего. На месте крушения начала работу комиссия Межгосударственного авиационного комитета (МАК), в которую были включены инспекторы летно-производственных отделов Агентства гражданской авиации (АГА) КР, сотрудники Национального бюро по безопасности на транспорте США (NTSB), Национального совета по расследованию происшествий Турции, представители производителя самолетов Boeing. Первые итоги расследования показали: самолет был исправен. К концу февраля в деле о крушении турецкого «Boeing 747 » появились новые подробности. Комиссия МАК СНГ завершила работы в республике по сбору данных, провела их обработку и представила предварительный отчет о трагедии. Для того, чтобы дать более развернутый отчет общественности, комиссия ожидала комментария турецкой стороны. Однако в Сети появились новые данные о возможных причинах крушения, унесшего жизни 39 человек: на ресурсе AirDisaster.ru, который публикует информацию об авиапроисшествиях в странах бывшего СССР в качестве единой базы данных, можно было ознакомиться с небольшим докладом на эту тему. Эксперты ресурса отмечали сложные метеоусловия в утро катастрофы 16 января 2017 года (переохлажденный туман, горизонтальная видимость 100 м, видимость на взлетно-посадочной полосе 350-400 м, высота облачности 50 м). И утверждали, что при заходе на посадку экипаж не контролировал высоты по удалению, что привело к пролету точки входа в глиссаду - траекторию, по которой лайнер должен снижаться для посадки. В МАК не стали подтверждать подлинность информации, однако утечку из своих рядов или со стороны других экспертов, выступающих партнерами в расследовании ЧП, не исключили. Еще через некоторое время стало известно, что блок бортового компьютера управления полетом «Boeing 747» направлен для изучения в США, далее нить расследования дала крайне смутные результаты - точной причины крушения невозможно назвать до сих пор. В предварительном отчете МАК говорится, что крушение самолета произошло после того, как командир воздушного судна из-за отсутствия визуального контакта с взлетно-посадочной полосой дал команду уходить на второй круг. Как считают эксперты МАК, экипаж принял неверное решение идти на второй круг, находясь ниже установленной точки принятия решения. Однако другие участники расследования пока не до конца согласны с этим вердиктом: есть разногласия с турецкими надзорными органами, отвечающими за авиационную политику, и с производителями самолетов Boeing. Генеральная прокуратура КР и МВД так же еще работают по возбужденному год назад уголовному делу.
Фото: Султан Досалиев
Комментарии