Для Бишкека закончился «ледниковый период», жертвами которого стали все горожане, чьи дома имеют отопление, поддерживаемое ТЭЦ. За минувшую неделю в парламенте создали комиссию по расследованию причин выхода из строя оборудования на ТЭЦ столицы в аномальные холода. Руководитель Нурлан Омуркул уулу на время следствия отстранён от работы, на его место назначен Андрей Воропаев, заместитель главного инженера на момент ЧП, а с 2003 по 2017 годы - экс-руководитель ТЭЦ. Тепло и свет вернулись в бишкекские дома, последние последствия аварии были ликвидированы ровно через неделю после начала «теплового апокалипсиса» - в первых числах февраля.
Чем хуже - тем лучше?
Диванные теоретики - сторонники «теории заговоров» предполагали в соцсетях, что после аварии грядёт повышение тарифов на комуслуги для населения и юрлиц. И как в воду глядели. Последний раз повышение тарифов было в 2015 году: тогда с августа электроэнергия для бытовых абонентов стала стоить 77 тыйынов за один киловатт-час, а при превышении лимита в 700 киловатт-часов исчисляться по тарифу в размере более 2 сомов. Одна гигакалория тепловой энергии стала стоить 1 134 сомов 76 тыйынов, а оплата за горячую воду для одного человека увеличилась до 309,3 сома. Но вопреки повышению зарплат и пенсий о необходимости увеличения оплаты заговорили вновь. На заседании парламента по вопросу ЧП на ТЭЦ премьер-министр Сапар ИСАКОВ поднял вопрос не о взыскании долгов с неплательщиков, а с повышения тарифов на услуги энергосектора по всей стране.
- Если мы оставим нынешние тарифы, ситуация будет ещё хуже. Этот день даёт нам шанс провести анализ, обдумать, как идти дальше. Весь мир живёт «вне ТЭЦ», люди отапливаются самостоятельно. Надо провести реформы. Неужели наши энергетические ОАО будут и дальше находиться в долгах? У них этих долгов на 100 миллиардов сомов, - отметил глава кабмина.
Он отметил, что не хотел бы «грузить» население этой проблемой, но отрасли нужны реформы. Чем изрядно порадовал кыргызстанцев. Но вышло наоборот. И эксперты, и обитатели соцсетей сошлись во мнении, что большинство кыргызстанцев повышения не потянет.
Реформы во вред?
Так, эксперт международного общественного фонда «Институт по исследованию проблем водопользования и водно-энергетических ресурсов Центральной Азии» Зульфия МАРАТ видит в ситуации на ТЭЦ не последствия малых и щадящих тарифов для населения, а результат коррупционных схем.
- Ещё в 2013 году, когда соглашение с китайской компанией только собирались заключить, эксперт по энергетике Эрнест Карыбеков отмечал, что предложение ТВЕА неприемлемо для Кыргызстана. Но власти КР, игнорируя рекомендации экспертов, заключили эту сделку, уверяя, что таким образом мы выйдем из энергорабства, - вспоминает она. - В интервью нашей газете ResPublica Карыбеков заявлял, что ТВЕА выбрана в качестве подрядчика без тендера. Кроме того, техзадание и ТЭО сделано под китайское оборудование, которое неприемлемо для бишкекской ТЭЦ. За эти откровения, как считает эксперт, его и заключили под стражу, а позже обвинили в шпионаже и дали 20 лет тюрьмы. (к слову, Карыбеков уже более недели находится на «сухой» голодовке - с 30 января, так он протестует против произвола властей и приговора, - Авт.)
Она говорит о том, что пока модель тарифной сетки должна быть единой для всех.
- Сейчас она рассчитывается от расходов кВт/ч. Пока в КР сохраняется советский принцип - электроэнергия продаётся бытовым потребителям за одну цену, предпринимателям - за другую, - отмечает она. - По поводу оплаты бытовых и не бытовых потребителей. Этот принцип надо сохранить на первое время, а потом не отходить от него, а обсудить, что будем делать с разницей в оплате.
Монополистом в энергетике государство стало в силу целого комплекса причин, но за 30 лет благодаря коррупции, грантам и кредитам, которые не дошли до цели, оно обескровило отрасль.
- У нас так сложилось, что в энергетике, исходя из горного рельефа, монополист - это государство, и не надо было лишать его законных доходов при распределении электроэнергии. Системное и целенаправленное лишение госсектора его же доходов из распределительных компаний создало такую ситуацию, - считает она.
А вот экономист Жумакадыр АКЕНЕЕВ высказал в беседе с представителями республиканских СМИ немного иное мнение.
- Можно и нужно повысить тарифы, чтобы энергетика сама себя обеспечивала. Но лишь после того, как мы повысим пенсии и зарплаты бюджетникам. Если тариф просто увеличат, то 70% доходов простого населения будут уходить только на оплату бытовой электроэнергии. Без увеличения зарплат будет взрыв, что стало причиной апрельской революции 2010 года, когда экс-премьер Данияр Усенов по линии МВФ повысил тарифы в два раза. Людей тогда не надо было заставлять выходить на митинги, - напомнил он.
Однако пока вопрос о повышении тарифов не педалируется - до того, как не окончится отопительный сезон. Меж тем, Кыргызгидромет обещает ещё одну волну похолодания в Кыргызстане, которая дойдёт до -26 градусов мороза в Нарынской области, а в остальных регионах - в пределах от -1- до -15 по Цельсию. А после ведомство пообещало жителям КР относительно тёплый месяц: до + 16 градусов тепла не только в южных Ошской и Джалал-Абадской, Баткенской, но и в северных областях.
Комментарии