В Киргизии в среду, 21 февраля, президент Сооронбай Жээнбеков подписал поправки в закон «Об образовании», согласно которым все школы в республике вне зависимости от форм собственности должны перейти с шестидневного на пятидневное обучение. Депутаты, лоббировавшие поправки, аргументировали свою позицию тем, что при пяти днях обучения школьники будут менее загруженны, родители будут больше видеть своих детей, а учителя смогут отдохнуть лишний день.
Все школы в стране, независимо от формы собственности, перейдут на пятидневку 1 сентября 2018 года. Однако в документе не учитывается тот факт, что вместе с сокращением часов республике грозит и небольшая перемена учебных программ в ближайшие годы, которая не совсем положительно скажется на уровне общего образования при действующем подходе к нему в стране. Наилучшую и непредвзятую картину знаний школьников КР при наличии сокращения по инициативе нардепов и чиновников фрагментов школьной программы демонстрирует участие в Международной программе по оценке образовательных достижений учащихся PISA. Тест, оценивающий грамотность школьников в разных странах, их качество знаний, и их умение применять свои знания на практике, проходит раз в 3 года и охватывает школьников 65 стран мира. Несмотря на рапорты о повышении качества образования и развития школьников, в 2006 и 2009 годах КР занимала последнее место из возможных в рейтинге, а вот в 2012, 2015 и 2018 году и вовсе отказалась принимать участие в тестировании – официальной причиной в МОиН КР для этого шага называли низкий пока уровень знаний среди школьников и попытку реформы системы образования. Однако поправки вкупе с другими идеями МОиН КР призваны исправить это недоразумение. Не тронув якобы ни качества образования в худшую сторону, ни зарплаты учителей в сторону урезания.
- Внесение изменений в закон «Об образовании» предоставляет нормативные основания для перехода к обучению по пятидневной учебной неделе всем школам КР во всех классах, где учебная нагрузка не превышает 30 часов в неделю. Поскольку изменение количества учебных дней не влияет на изменение общей учебной нагрузки, которая регламентируется Базисным учебным планом, на зарплате учителей эти нововведения не скажутся. Также ученики будут продолжать заниматься по действующим стандартам и программам. Другой вопрос, что в настоящее время Министерство образования и науки готовит перспективный Базисный учебный план, который должен оптимизировать нагрузку на учащихся. Он будет апробирован сначала в ряде школ КР, и только после этого будет приниматься решение о введении его для всех школ страны, - заверили в ведомстве.
Однако вопрос о числе отпускных дней работников школ, связанном с числом дней рабочих напрямую, чиновники не упоминают. А по информации News-Asia, в некоторых школах уже планируется, чем занять «свободный день»: в этот день педагоги будут, предположительно, приходить на плановые совещания, посещение которых обязательно, и заниматься проверкой тетрадей и другой работой. То есть «отдыха» и «выходного» де-факто им не видать, да еще и отпуск летом может заметно сократиться. Под вопросом и то, чем на самом деле будут заняты дети и подростки в «свободный» день. Мер же регулирования для безответственных родителей и лиц, их заменяющих, за недостаточный присмотр за несовершеннолетними, реально работающих на практике, не наблюдается.
Отметим, что на носу в киргизской системе общего образования и еще одна перемена: в регионах и столице проводится мониторинг мнений родителей, педагогов и школьников о переносе начала учебного года на 10-15 дней, чтобы дети смогли «более полноценно отдохнуть», а туризм в КР еще больше развивался. Однако на практике инициатива еще более спорна, чем пятидневное обучение: статистика говорит о том, что более четверти юных киргизстанцев от 5 до 17 лет не смогут воспользоваться популистским «подарком» от парламента и государства. По данным МОТ на 2017 год, более чем 580 тысяч детей и подростков республики вынуждены зарабатывать на жизнь своих семей, большая часть юных кормильцев проживает в сельской местности. Часть нового поколения киргизстанцев совмещает заработки и обучение в школе, притом 27,8 % детей от 5 до 17 лет заняты на работах, которые неприемлемы для их возраста и развития.
Комментарии