21 марта каждого года мир празднует Международный день человека с синдромом Дауна. Во многих городах и странах проходят сотни мероприятий, где «солнечные» люди знакомятся, обмениваются контактами и просто показывают миру, что их «особенность» - совершенно не преграда для счастливой жизни и полной социализации. Синдром Дауна вызывает наличие «лишней», 47 хромосомы, тогда как в норме в организме человека их должно быть 46. Болезнью доктора эту особенность называть перестали, да и люди, рожденные «солнечными» неоднократно доказывали, что способны не только жить полноценной жизнью, но и обогнать всех на ступенях «социальной лестницы». Ярким примером могут стать испанский актер Пабло Пинеда, музыкант Мигель Томасин, композитор Рональд Дженкинс и тысячи других талантливых «солнечных» людей.
В КР не стали дожидаться выделенного в календаре дня, и в Бишкеке силами фонда «Sunterra» и неравнодушных людей были организованы два показа мод, где моделями выступили «солнечные» дети. С одной из активисток - фотографом Элиной Глазуновой, помогавшей реализации проекта, удалось пообщаться корреспонденту «АиФ».
Неуверенность - долой!
С Элиной мы встретились в одной из кофеен города. Передо мной сидела совсем юная девушка с выразительным взглядом и обворожительной улыбкой - казалось, что вышла какая-то ошибка: в первичной информации о собеседнике значилась запись «основатель модельного агентства»… Однако, как выяснится позже, открыть бизнес и заняться благотворительностью можно в любом возрасте. Пребывая в состоянии легкого шока, я попросила собеседницу рассказать о себе.
- В детстве я поменяла много школ, ушла после 9 класса. Поступила в колледж КЭУ на финансиста. Но, как мне думается, наша образовательная система учит всех быть одинаковыми, заставляет делать то же, что и всех, и не важно, пригодятся ли тебе эти знания в дальнейшем. Именно поэтому назвать себя прилежной ученицей не могу – на меня больше повлияли многочисленные курсы и книги по самомотивации. Так сложилось, что у меня в роду много бизнесменов, наверное, это на меня и повлияло.
- Элина, а как вы пришли к фотографии?
- Сестра любила фотографироваться и постоянно просила меня помочь ей в этом. У нее был профессиональный фотоаппарат, который я позаимствовала, и лет с 10 постоянно ее фотографировала повсюду. У сестры в окружении было много фотографов, которые хвалили мои работы, но я даже не думала, что займусь этим всерьез. Она подтолкнула меня пойти на курсы фотографии, но мне там даже сертификат не дали – им не понравилось мое портфолио. Сказали, что мне повезло с моделью, но кадры не ахти – якобы ночью так никто не снимает. Сообщили, что через месяц можно повторить попытку, но я просто ушла. Есть те, кто снимают что-то одно, я же фотографирую по воли души. Не признаю и сильной ретуши – порой посмотришь на фото, а модель почти не узнать. Я за естественность в фотографии и минимальное количество обработки. Люблю снимать людей на природе.
- Подходя к нашей главное теме, не могу не спросить: не пробовали ли вы себя в роли волонтера?
- Мне кажется, что волонтер – это человек, который больше подчиняется, а я управлять люблю, - смеется Элина.
- Как появилась идея проводить съемки с «солнечными» детками?
- Как только я открыла модельное агентство и зарегистрировалась в Instagram, стараясь реализовать свой креатив, мне написали из фонда «Сантэрра» (Фонд родителей детей с синдромом Дауна –Авт.) Я очень удивилась, у меня же даже подписчиков почти не было! Встречу мне назначили через 2 месяца, решила, что это точно не серьезно и ничего не будет… Через назначенное время поехала к ним в офис, от остановки нужно было пешком идти, а я решила, что девочка из модельного должна соответствовать и надела туфли на каблуках… Мы пообщались, поставили цели, начали их воплощать. Когда осталось пару дней до мероприятия, появилась мысль: «Куда я собралась, ничего не получится! Мне сейчас 16, я позвала Ассоль Молдокматову, Алию Шагиеву, все придут, там будут вспышки, дети испугаются…» К счастью, задумка удалась, а сознание немного поменялось.
- Съемки проходили в рамках показа моды. Будете ли дальше фотографировать особенных детей?
- Состоялось уже два показа, в скором времени планируем третий - это требует немало времени. Самым тяжелым в состоявшихся мероприятиях было найти место дислокации. Например, показ, что прошел в декабре, должен был состояться раньше. С нами согласился сотрудничать «Бишкек-Парк», но за неделю до показа мы получили отказ. Администрация ТЦ сослалась на то, что день для благотворительности в году один, и он уже прошел. Слава Богу, ТЦ «Азия Молл» пошел на встречу, где все и прошло.
Не благодаря, а вопреки
Перед беседой с Элиной я неоднократно читала посты родителей детей с синдромом Дауна о том, что фотографы отказали им в съемках, ссылаясь на трудности в работе с ребятами. Трудностей, по словам Элины не было, а если они и есть – то в головах «профессионалов».
- Дети очень послушные и если их просто любить, не пытаться воспитывать, то все будет замечательно. Есть люди, которые не сталкивались с такими детками, есть те, кто откровенно брезгует. Если же ты им улыбаешься, смотришь в глаза и ведешь себя дружелюбно – никаких трудностей нет.
- Какие эмоции испытывали?
- Сам показ проходил, как в пелене. Я заранее составила план, что и как делать. Осознание, что это мероприятие может поменять судьбы детей, пришло только через пару дней. Были очень благодарны, что люди, которые знали о событии, приезжали и дарили детям подарки – это было очень приятно. С детками мы встречались несколько раз в неделю и очень подружились.
- Не боялись ли они объектива?
- Я была удивлена, но нет. Многочисленные вспышки им даже понравились! Даже те ребята, у которых на репетициях что-то не получалось, почувствовали мощный заряд и прошлись просто шикарно. Даже мы их такими не видели! Я приглашала семьи к себе в студию после нового года, в течение нескольких дней фотографировала деток с синдромом Дауна – тех, кто в показе не участвовал. Они были ну очень артистичными! Бывало, что по ту сторону объектива стояли братья или сестры и показывали ребятам, что нужно изобразить на камеру.
- Где искали моделей?
- Практически все семьи состоят в фонде «Сантерра». У нас есть общая группа, там их и пригласила.
- В съемках и показе участвовали только столичные дети?
- В большинстве своем. Но были и те, кто приезжал на съемку издалека.
- Элина, вы такая юная, как ваша семья отреагировала на участие в этих проектах?
- Они были удивлены, но в положительном смысле. Возможно, думали, что я много на себя взяла, но не говорили об этом. С их стороны была только поддержка. На первый показ мама пришла с братишкой, стояла в толпе остальных посетителей и плакала от счастья. Я бегала по сцене, было много дел, но тоже не смогла сдержать слез.
- Представляю, какая гордость у мамы за дочь была! А как родители детей-участников отнеслись к задумке?
- Говорят, что дети с синдромом Дауна – это дети без грусти. И родители у них такие же! Почему-то многие думают, что этот диагноз возможен лишь в социально неблагополучных семьях, но это вовсе не так! Многие мамы рассказывали, что в первый месяц, а то и год они были в депрессии, не знали, что делать с ребенком, так как далеко не все врачи в стране достаточно образованы и тактичны. Порой они говорили молодым мамам «у вас родился овощ», «оставьте его после родов или сделайте аборт»… Нередки случаи, когда детей с таким синдромом попросту в роддоме оставляют. Да, для их развития нужно приложить чуть больше усилий, а в детском доме этого никто не делать не будет… Когда я смотрела на эти семьи, то даже предположить не могла, что они через такое прошли. Сейчас это прекрасные, активные и талантливые ребята, родители проекту были рады.
- Говорят, что «солнечные» дети могут быть талантливее своих полностью здоровых сверстников…
- Да! Есть девочка Абигель, которую после наших показов пригласили еще на один показ и на фотосессию. Это дочь Дины, директора «Сантэрры». Она в свои 7 лет знает два языка – русский и английский, причем на втором разговаривает свободно!
- Сейчас многие ратуют за инклюзивное образование, включение «особенных» деток в общеобразовательную программу, совместное обучение с обычными детьми. У вас есть опыт общения с «солнечными» ребятами, как думаете, верна ли такая инициатива?
- Думаю, что это правильно, но очень важно, чтобы одноклассники понимали, кто эти дети. Объяснить ребятам, что они такие же, чтобы избежать оскорблений и унижений – ведь дети разными бывают. Если будет больше мероприятий, направленных на то, чтобы показать людям, что эти ребята есть, что они добрые, способные, познакомить с «обычными» школьниками, то все получится. Для детей с синдромом Дауна важна социализация, может, на год позже в школу отдать – там как получится. Их ни в коем случае нельзя изолировать от общества.
- Элин, а в вас что-то после показов и общения с детьми поменялось?
- Ребята мне открылись, а я и раньше думала, что они – самые милые и добрые дети. Однако я увидела в них то, чего не видела раньше - силу.
Комментарии