Вмешательство России в сирийский конфликт в 2015 году, которое позволило через три года говорить о завершении противостояния между оппозиционными группировками МТО, запрещенными на территории РФ и ряда стран мира ( в частности, «ИГ» и «Джебхат анн-Нусра») и режимом Башара Асада, оказалось решающим. После того, как в начале декабря 2017 года все бандформирования террористов на территории Сирии были уничтожены, и по словам начальника Генштаба ВС РФ Валерия Герасимова, в Сирии не осталось ни одного населенного пункта или района, находящегося под контролем ИГ, президент России Владимир Путин отдал приказ приступить к выводу российской группировки войск из Сирии. Города начали возвращаться к мирной жизни, группы боевиков и их семей, решившие остаться, а не бежать в соседний Афганистан и Пакистан с прицелом атак на Центральную Азию – сдаваться. А мировое сообщество – давать политическую оценку участию России в военной кампании, которую эксперты называли и «началом Третьей мировой» и «вторым Афганистаном».
Очередной пищей для рассуждений и критики стал трехсторонний саммит, проведенный на территории Турции в Анкаре во вторник, 3 апреля, в рамках визита в Турцию президента РФ Владимира Путина ( к слову, визит стал первым за пределы страны в качестве новоизбранного президента, прим.авт). Встреча президента РФ с коллегами и партнерами по участию в сирийском конфликте – турецким лидером Реджепом Тайипом Эрдоганом и иранским лидером Хасаном Роухани – представляла обсуждение дальнейшей стратегии действий по содействию Сирии и борьбы с недобитыми представителями МТО. Лидеры трех стран по его итогам представили миру совместное заявление, которое касается ситуации в Сирии. Россия, Турция и Иран убеждены, что конфликт в САР должен быть решен политическим путем – «… не может быть военного решения сирийского конфликта, и что этот конфликт может быть завершен только через политический процесс путем переговоров» . Они готовы предложить свою помощь ООН для содействия скорейшему началу работы комиссии в Женеве с помощью специального посланника ООН по Сирии и в сотрудничестве с тремя странами-гарантами. Так же в заявлении отмечается благодарность и другим участникам урегулирования конфликта – в частности, Конгрессу нацдиалога Сирии, что проходил в Сочи, и президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву – тот предоставил в качестве площадки для переговоров обеих сторон конфликта свою столицу Астану.
- Формат Астаны был единственной эффективной международной инициативой, которая помогла уменьшить насилие в Сирии и способствовала миру и стабильности в арабской республике, придав импульс женевскому процессу, с тем, чтобы найти прочное политическое решение сирийского конфликта, - говорится в документе.
Однако помимо политических нюансов следует озаботиться и вопросами выживания населения, которое находится на грани гуманитарной катастрофы и помощи от России, Ирана и Турции ему не хватает.
- Мы призываем международное сообщество, ООН и гуманитарные организации увеличить объемы помощи для сирийцев путем направления дополнительной гуманитарной помощи, содействия гуманитарной деятельности, связанной с разминированием, восстановления основных объектов инфраструктуры, в том числе социально-экономических объектов и сохранения исторического наследия, - отмечается в заявлении.
Вместе с тем, во избежание возникновения очагов напряженности и опасности для мирного населения, страны будут бороться с боевиками и идеями МТО.
- В борьбе с терроризмом крайне важно для предотвращения жертв среди мирных жителей отделить вышеупомянутые террористические группировки от группировок вооруженной оппозиции, присоединившихся к режиму перемирия и соблюдающим его, - констатируют президенты.
По завершении встречи Хасан Роухани предложил провести следующий саммит по Сирии в Иране, остальные президенты с ним согласились.
Встреча в ряде европейских СМИ была воспринята скептически: три государства-миротворца были определены исключительно как «захватчики, преследующие собственные интересы в регионе», так же был спрогнозирован между ними «геополитический конфликт на почве различия в интересах в Сирии». В свете последних геополитических событий Пино Арлакки, профессор социологии Университета Сассари (Италия), депутат Европарламента ( с 1997-2002 гг. - заместитель Генсека ООН, исполнительный директор Управления по наркотикам и преступности ООН) отмечает, что ситуация на Ближнем Востоке без волевого решения России о помощи правительству Асада могла бы выйти из - под контроля, как и без помощи России со стороны Турции и Ирана.
- Сирийский сценарий во многом напоминает афганский в 1979 году. Когда советские войска вошли в Афганистан, пытаясь создать дружественное правительство в Афганистане и изменить балансы сил в регионе, образовавшиеся во времена холодной войны, США, Саудовская Аравия и ряд других стран начали активно вооружать антикоммунистические военные группировки в Афганистане. В итоге, страна стала практически напичкана оружием, большая часть из которого оказалась в руках террористической группировки «Талибан» ( МТО, запрещенная в РФ и ряде стран мира, прим. авт) . В конце концов, США стали врагом номер один для Афганистана. Во время сирийского конфликта США вновь извлекли горький урок. Однако, сирийская оппозиция настолько разнородна и неуправляема, что ее вооружение со стороны США могло бы повлечь намного более серьезные последствия. Поэтому США попыталась контролировать регион за счет Саудовской Аравии и Катара. Но и между этими странами возник конфликт, который разделил их интересы, - отметил эксперт в интервью EU Reporter. - Именно поэтому стратегический союз Ирана, Турции и России сыграл решающую роль в сирийской войне и позитивно повлиял на ее ход. Все три стороны сумели заслужить доверие, как со стороны сирийского народа, так и со стороны влиятельных сил в регионе.
Отметим, что положительную роль РФ в разрешении сирийского конфликта выделяют и в США. Глава военной разведки США Роберт Эшли в письменных показаниях конгрессу США, опубликованных на сайте сенатского комитета по вооруженным силам, так же высоко оценивает действия, предпринятые Россией: начиная от собственно участия в конфликте и в антитеррористической операции в поддержку Башара Асада и заканчивая гуманитарной деятельностью.
- Вмешательство российских военных в Сирии изменило ход конфликта, укрепив режим Асада и позволив Москве позиционировать себя как надежного посредника между региональными державами на Ближнем Востоке, - отмечает Эшли.
Комментарии