В регионах Киргизии, несмотря на проводимую государством политику по соцразвитию, ситуация с гарантированными социальными услугами остается плачевной.Тысячи людей не могут получить помощь, у Министерства труда и социального развития не хватает кадров, а жители отдаленных сел вынуждены выходить из трудных ситуаций путем самоорганизации.
Как справляются киргизстанцы и сколько стоит предотвратить катастрофу в ходе международного форума «Социальная работа в 21 веке: проблемы и их решения» рассказала консультант Детского фонда ООН - UNICEF в КР по вопросам финансов Жамиля Сопукеева.
Так, по словам эксперта, существующие законы, несмотря на многочисленную критику, продуманы хорошо, вот только механизмы их реализации на практике не работают.
- Бедных больше всего в регионах, поэтому развивать соцуслуги необходимо именно там. Проблема касается и людей с ОВЗ - далеко не у всех есть возможность ехать в центры или Бишкек. Одними из основных уязвимых категорий остаются пожилые и дети – трудовая миграция развита в бедных регионах, родители вынуждены зарабатывать, а малыши остаются на руках пенсионеров. Примечательно, что политика правительства в этом направлении и работает – 2018 год объявлен Годом регионов, принята программа по 40 шагам в будущее. В ней заложены две основы, на которых, как мне кажется, должно строиться социальное обслуживание – это крепкий институт семьи и сохранение права на семейное окружение. Интернатные учреждения, которые оказывают соцуслуги, изымают ребенка из семьи, изолируют его от привычного окружения. Выходом из этой ситуации может быть только приближение соцуслуг к месту проживания людей – в отдаленные от столицы регионы и села. В этой цепочке должны участвовать органы местного самоуправления, вот только в регионах КР разные возможности, а из этого выходит, что о равных условиях говорить не приходится. Чтобы обеспечить равенство, Министерство труда и социального развития должно создать рамочные условия, мониторить и контролировать ситуацию, следить за тем, чтобы доступ к соцуслугам был равный. Вы не поверите, но некоторые чиновники говорили о том, что потребности в социальных услугах в регионах нет. А самые скромные подсчеты, тем временем, говорят о том, что почти 500 тысяч человек, проживающих в регионах, нуждаются в соцуслугах. Полмиллиона человека имеет право на гарантированные услуги, причем гарантирует это никто иной, как государство. Проблема в том, что законы у нас хорошие, вот только механизма их реализации нет, - отметила Сопукеева.
Как же справляются с тяготами люди, до которых социальные работники и услуги не добираются? Самоорганизовываются, вот только решением проблемы такую практику можно назвать едва ли.
- В Джалал – Абадской области, одной из самых бедных, люди предоставлены сами себе. Для того, чтобы каким- то образом поддерживать свою трудовую занятость, они самоорганизовываются: 5 - 6 - 10 семей оставляют в одном дворе детей, чтобы кто – то за ними присматривал. Это делается на добровольных основах. Или дети с ОВЗ… Например, у ребенка есть только престарелая бабушка. Что государство может предложить ей? Только забрать малыша. Естественно, девочка с бабушкой будут разлучены до конца жизни. Или женщина, которая присматривает добровольно за детьми. Чиновникам, считающим, что в регионах нет потребности в соцуслугах, я просто сделала расчет: она работает добровольно, а завтра скажет, что ей тоже нужно выйти на работу и зарабатывать, отказавшись от роли бесплатной няни, что вы получите в результате? Вы пожалели 6 тысяч сомов зарплаты за присмотр, дети, которые были у нее во дворе, пойдут по своим домам, хотя бы один из их родителей откажется от работы, станет безработным, которому положено пособие по безработице, естественно, доход семьи упадет и тогда детям нужно будет платить пособие по бедности. Такая семья не будет платить налоги - эта цепочка обойдется бюджету государства в миллионы, просто потому, что пожалели 6 тысяч для той женщины, которая добровольно смотрела за детьми, - объяснила эксперт.
Рассказала консультант UNICEF и о том, какая именно помощь нужна жителям регионов на примере, который пару месяцев назад обсуждала вся страна – семье избитой мачехой девочке, взявшей без спроса кусок хлеба.
- Какие услуги нужны в регионах? Расскажу на примере того печально происшествия, которое произошло в марте этого года. Речь идет о 8 – летней девочке, попавшей 10 марта этого года в больницу с побоями. Когда стали выяснять что произошло, раскрылось, что это семья с 4 детьми, двое из которых - дети отца от первого брака, а младшие родились в новой его семье. 8 – летний ребенок был избит мачехой только за то, что без спроса взял кусок хлеба. Причем старшие дети избиениям подвергались систематически: из – за голода воровали детское питание у младших. Самому младшему ребенку, стоит отметить, даже года нет. Что в этой ситуации после расследования делает государство? Мачеху помещают в СИЗО, где она будет ждать суда, подают на лишение отца родительских прав, старших детей – в детский дом, младших – в дом ребенка. Еще вчера это была бедная семья в трудной жизненной ситуации и по нашим подсчетам для того, чтобы ее поддержать, достаточно было бы 200 тысяч сомов в год, но государство считает, что на профилактические услуги денег нету, а на что они есть? На то, чтобы содержать мачеху в СИЗО, если будет приговор – содержать ее в тюрьме, детям выплачивать пособия по сиротству до 16 лет, в детдомах они будут до 18 лет – это миллионы сомов! Для того, чтобы не было этой катастрофы в семье, достаточно было бы профилактического соцобслуживания. Здесь не надо быть высоким специалистом – медиком, психологом, нужно быть просто соцработником. Женщина каждый год рожала, может, у нее была послеродовая депрессия и ее нужно было просто поддержать. У детей там не было документов, а если бы их помогли сделать, они бы пособия получали и не воровали бы еду, - завершила Сопукеева.
Отмечено было ею и то, что лишь в 150 муниципалитетах предоставляются соцуслуги на местах - это при том, что в стране их 483. Выходит, что на 70 % территории КР нет доступа к базовым, первичным социальным услугам. С неутешительными цифрами согласились и другие присутствующие эксперты, однако, по словам представителей Министерства труда и социального развития, финансирование социального сектора в регионах увеличилось с 17 до 36 миллионов. По сравнению с бюджетом министерства сумма ничтожно мала, но первый этап на пути решения проблемы уже пройден.
Фото автора
Комментарии