Киргизии необходимо улучшить защиту прав человека и ввести более строгое и справедливое наказание за проявления расизма и дискриминации, а так же исправить ряд других недостатков в защите прав человека и начать следовать «Парижским принципам», касающимся статуса национальных учреждений, занимающихся поощрением и защитой прав человека. Об этом говорится в отчете Комитета ООН по ликвидации расовой дискриминации , опубликованном по итогам сессии, завершившейся в Женеве в минувшую пятницу, 11 мая. На сессии, длившейся более 2 недель, были изучены не только мнения экспертов по стандартному докладу представителей КР, но и альтернативный доклад правозащитных организаций.
Прежде всего, международная организация отмечает: дискриминация по признаку расы или этнического происхождения в республике – не такая уж и редкость, как это принято представлять с официальной точки зрения. Однако случаи дискриминации выходят в широкий доступ не так часто, как следует: в ООН обеспокоены тем, что большинство этих случаев не доходит до омбудсмена и правоохранительных органов, в чей профиль деятельности входят. Те же, кто информирует о таких случаях общественность, сталкиваются с давлением.
- Комитет обеспокоен участившимися случаями преследования представителей общественных организаций, правозащитников и журналистов, включая тех, кто осуществляет мониторинг положения этнических меньшинств и информирует о них, - отмечается в документе. - Комитет также озабочен отказом восстановить в правах Азимжана Аскарова, отбывающего пожизненное заключение после того, как прошло повторное судебное разбирательство, которое не соответствовало международным стандартам правосудия. Кроме того, Комитет обеспокоен тем, что некоторые правозащитные и общественные организации и их материалы оказались в списке экстремистских организаций и материалов республики. В связи с этим Комитет рекомендует обеспечить условия для того, чтобы в республике все зарегистрированные случаи запугивания или преследования представителей общественных организаций, правозащитников и журналистов подвергались оперативному и тщательному расследованию, а виновные были привлечены к ответственности. Принять эффективные меры для обеспечения того, чтобы общественные деятели, правозащитники и журналисты, занимающиеся защитой прав этнических меньшинств, могли выполнять свою работу открыто и эффективно, не опасаясь репрессий. А так же рассмотреть и реализовать рекомендации Комитета по правам человека по делу Азимжана Аскарова, вынесенные в марте 2016 года, проанализировав вопрос об освобождении Аскарова из соображений гуманности, с учетом его возраста и ухудшения состояния здоровья. Кроме того, КР рекомендуется воздерживаться от включения правозащитных организаций в перечень экстремистских организаций и материалов и обеспечить эффективный механизм их защиты для противодействия произвольному их включению в данный перечень, в том числе путем внесения необходимых поправок в закон «О борьбе с экстремистской деятельностью».
Что касается дискриминации, Комитет выразил недовольство тем, что в КР по-прежнему отсутствует единое антидискриминационное законодательство, которое в числе положений включало бы и запрет на расовую дискриминацию и дискриминацию по этническому признаку и несло бы в себе определение прямой и косвенной дискриминации, а так же характеризовало бы различные проявления расовой дискриминации как наказуемое преступление в соответствии с Конвенцией ООН.
- Комитет обеспокоен ограниченным числом жалоб на расовую или этническую дискриминацию, полученных представительствами Государственного агентства по делам местного самоуправления и межэтнических отношений - по сообщениям правозащитных организаций, это вызвано отсутствием доверия людей к государственным институтам. Так же вызывает беспокойство информация о том, что ни одна из жалоб, поданных в правоохранительные органы в последние годы, связанных с расовой или этнической дискриминацией, не была расследована. Комитет напоминает, что отсутствие жалоб или же судебных разбирательств по факту обращений жертв расовой дискриминации может свидетельствовать о недостаточно проработанном законодательстве, недостаточной осведомленности об имеющихся средствах правовой защиты у населения, а так же об отсутствии доверия к средствам судебной защиты и боязни репрессий или нежелании властей возбуждать судебное разбирательство, - отмечено в отчете.
Посему КР рекомендуется обеспечить доступ меньшинств к правосудию, ускорить принятие закона «О дискриминации» и обеспечить его повсеместное применение, и информировать проживающих на территории республики граждан о том, какими средствами защиты своих прав они располагают, и каким образом могут получить правовую помощь. В информировании могут оказать содействие не только государственные институты, но сотрудники СМИ, правозащитники и гражданские активисты. Однако в Киргизии встречаются случаи, когда происходит обратный процесс – и представители «четвертой власти», и публичные деятели, и политики используют язык вражды и способствуют разжиганию межнациональнй розни и ненависти.
- Комитет обеспокоен распространенностью стереотипов и случаев стигматизации этнических меньшинств, в том числе узбеков, турок, уйгуров и мугатов, а также случаев разжигания ненависти к ним в средствах массовой информации и общественными и политическими деятелями и сообщениями. Комитет также обеспокоен этническим профилированием, проводимым сотрудниками правоохранительных органов этих общин и в частности узбеков. В связи с этим рекомендуется активизировать усилия по противостоянию данным явлениям, в частности, посредством повышения уровня образования, культуры населения с помощью проведения кампаний по борьбе с этническими или расовыми стереотипами и стигматизацией. А в целях поощрения терпимости и взаимопонимания принять необходимые меры для борьбы с использованием в СМИ расистских высказываний или высказываний, разжигающих ненависть и вражду, в том числе со стороны политиков и другие общественных деятелей, обеспечить тщательное расследование таких случаев и в случае необходимости вводить соответствующие санкции. Так же необходимо положить конец практике расового или этнического профилирования со стороны правоохранительных органов, провести эффективное расследование всех утверждений о расовом профилировании, а так же обеспечить привлечение виновных к ответственности и предоставить набор эффективных средств правовой защиты их жертвам.
Согласно документу, в ближайшее время республике стоит начать разработку учебных программ по вопросам расовой дискриминации для юристов, сотрудников правоохранительных органов, включая прокуроров и судебные органы. Так же данная программа должна включать вопросы и методику выявления, регистрации, расследования и судебного преследования расистских инцидентов, преступлений на почве межэтнической ненависти и случаев разжигания ненависти.
Отметим, что Комитетом были отмечены и положительные подвижки в отношении прав граждан КР в последнее время. В частности, сокращение с пяти до трех лет времени для необходимого проживания для получения гражданства беженцам. А так же успешная реализация Национальной стратегии устойчивого развития с 2013 по 2017 годы, где присутствовала концепция укрепления национального единства и межнационального согласия. Так же за это время появилось на свет Государственное агентство по делам местного самоуправления и межэтнических отношений при Правительстве КР, которое помогает реализации 36 мероприятий для воплощения концепции, хотя его работа и подверглась критике.
Фото: humanrights.org.ua
Комментарии