Жители и гости Бишкека с марта нынешнего года могут поближе познакомиться с историей возникновения города, а также узнать малоизвестные факты об архитектурных строениях, монументах, памятниках, улицах и о прочих интересных объектах столицы. «АиФ - Кыргызстан» совместно с организаторами интеллектуальных прогулок Event-Ассоциацией «BOOM Studio» и клубом путешественников GDE.KG продолжает знакомить читателей с увлекательными экскурсиями по Бишкеку.
Здания-старожилы
Добрые советские фильмы горожане Фрунзе отправлялись смотреть в кинотеатр «Ала-Тоо», как на праздник.
Это было особое культурное мероприятие. После просмотра новой киноленты люди могли насладиться хорошей музыкой, а вечером возле здания устраивались танцы. «Авангард» - так сегодня мог бы называться старейший в столице кинотеатр, но поэт Жоомарт Боконбаев предложил название в национальном стиле. Кинотеатр «Ала-Тоо» построили в 1938 году по проекту Виктора Калмыкова, главного в то время проектировщика кинотеатров в СССР. К 100-летию присоединения северного Кыргызстана к России в 1963 году скульпторы преобразили внешне неприметное здание рельефным керамическим панно, выполненным на лицевой стороне здания. Сегодня искушенный зритель требует эффектов, и кинотеатр «Ала-Тоо» первым начал прокат фильмов в формате 3D. Раньше же выбор кинозалов был невелик, всего два - на 200 и 500 мест. В 1976 году открылся новый детский зал «Улан» и у юных жителей города появилась возможность смотреть мультфильмы на большом экране. В конце 1970-х годов администрация города хотела снести здание, которое не вписывалось в современный облик Фрунзе, однако кинотеатр настолько полюбился жителям столицы, что городская интеллигенция с протестом вышла на его защиту. Старания не прошли даром, в 1981 году «Ала-Тоо» присвоили официальный статус памятника истории и культуры Кыргызстана.
За кинотеатром-старожилом сохранились два памятника - природный и архитектурный - столетний дуб, росший когда-то в усадьбе уездного старосты Талызина и знаменитый павильон «Соки - газированные воды» , в центре которого возвышается фигура девушки, несущей над головой блюдо с фруктами. Работу выполнила выдающийся советский скульптор Ольга Мануйлова, приложившая много усилий к облику того Фрунзе, о котором с ностальгией вспоминает старшее поколение.
Напротив находилась «Красная чайхана», построенная в 1943 году, это была первая попытка строительства в национальном русле. Однако здание снесли во время масштабной реконструкции в 1980-х годах, сегодня на его месте под открытым небом расположилась картинная галерея «Ала-Тоо». А чайхана переехала в новое бетонное здание «Аксакалдар чайханасы», ресторан на тот момент стал единственным заведением в этническом стиле, главный зал был оформлен в виде юрты с куполом.
В районе кинотеатра «Ала-Тоо» есть «Нулевой километр» автодорог республики - начальная точка отсчета дорожных расстояний. Недалеко от него раньше располагалось здание старого городского Почтамта, которое с 1934 года было принято считать отправной точкой города.
Дзержинка-Эркиндик
Далее открывается центральная аллея бульвара Эркиндик - популярная с советских времен зона для неспешных прогулок, душевных разговоров и просто приятного времяпровождения. Еще до Октябрьской революции 1917 года проспект, заложенный в 1883 году выдающимся садоводом Алексеем Фетисовым, был Бульварной улицей. В конце 1924 года ее переименовали в улицу Комсомольскую. Однако уже в 1933 году она получила новое название - улица имени Дзержинского, или, как ее долго называли, бульвар Дзержинского. С 1979 года улица стала проспектом, который можно по праву назвать сердцем города. Именно вокруг бульвара в 1930-х годах началось строительство новых домов и построек. Так на углу Киевской и проспекта Эркиндик в 1931 году появился Дом печати, позже переименованный в типографию «Эркин-Тоо», многие газеты и журналы в советское время печатались именно там. Именно в здании типографии в годы войны формировалась Панфиловская дивизия, оттуда пешим строем шли солдаты до вокзала и уезжали на фронт. Здесь же сохранился первый частный трехэтажный дом с отдельными квартирами, построенный в послевоенные годы, куда поселилась интеллектуальная и творческая элита того времени.
На проспекте есть здание Дипломатической академии МИД республики имени Казы Дикамбаева, которое было построено в 1936 году, как здание Промбанка. На фронтоне сохранился герб СССР и надпись «1936 год». Советской символикой увенчано и нынешнее здание Конституционного суда Бишкека, где в советское время находилась городская, затем республиканская прокуратура. Фронтон украшен сверху барельефом «Трудовой Киргизстан», созданный Ольгой Мануйловой. В центре была надпись «Вся власть советам!», которая, потеряв свою актуальность, была стесана.
Интересный объект, о котором мало кто знает, расположен на пересечении бульвара Эркиндик и улицы Манасчи Сагынбая - это памятник Зууракан Кайназаровой - дважды удостоенной звания «Герой Социалистического Труда» за рекордный сбор сахарной свеклы. Простая сельская труженица из семьи бедняка неоднократно избиралась депутатом и делегатом Верховного Совета Киргизской ССР. Бюст в память о Кайназаровой был установлен еще при жизни героини в 1975 году.
На месте здания KICB банка (пересечение проспекта Эркиндик и улицы Московской) находилась первоклассная в советский период гостиница «Пишпек», 1974 года постройки, рассчитанная на 168 мест. В ее оформлении участвовал огромный авторский коллектив архитекторов и скульпторов. Первый этаж был украшен резными деревянными панно, металлической чеканкой, сварными конструкциями. Во дворе были установлены небольшие скульптуры, представляющие собой во всей красе кыргызскую фауну - барсов, лебедей, цапель, архаров. В 1990-е годы гостиница пришла в запустение и долгие годы пустовала.
Привокзальная площадь
Зеленые аллеи бульвара Эркиндик выводят на привокзальную площадь.
Примечательно, что первый поезд пришел на станцию Пишпек еще в 1924 году, однако пассажирское движение со станции Фрунзе (Пишпек-II) стартовало спустя шесть лет, и еще долгие годы поезда прибывали на станцию к простой деревянной платформе. Здание вокзала (фото 3) появилось только в 1938 году благодаря архитектору Лимарю, внутренний интерьер разрабатывали ведущие художники Александр Игнатьев и Ласло Месарош. С двух сторон привокзальной площади стояли бетонные памятники Ленину и Сталину, которые снесли в эпоху борьбы с культом личности. В 1955 году был установлен памятный камень, на котором через 12 лет воздвигли памятник Михаилу Васильевичу Фрунзе, видному военачальнику Красной армии.
Вокзал был возведен на естественном возвышении, а под ним проходит интересное инженерное сооружение - огромная полуметровая труба - казенный арык, один из четырех главных каналов, которые снабжали Пишпек водой, до появления водопровода. При выходе с вокзала прибывших в столицу встречали два симметричных здания с одинаковыми башенками, которые, к сожалению, не сохранились.
Фото: автора, time.kg
Комментарии