Часто ли вы помогаете друг другу? Не только добрым советом, но и делом: навещаете знакомых и родственников, если те прихворали, провожаете бабушку-соседку, если той необходимо забрать пенсию? Для многих современных людей добрые поступки стали чем-то сродни подвигу, о котором обязательно нужно всем рассказать. А тем временем, рядом с нами живут люди, для которых помощь ближним - дело обыденное.
Социальные работники, получающие сущие копейки, каждый день дарят подопечным заботу и любовь, однако о самих тружениках «фронта благодетели» вспоминают не часто. Какие проблемы есть у «ангелов-хранителей» нескольких тысяч кыргызстанцев? Где учат помогать? Какими качествами должен обладать будущий воин соцфронта? На эти вопросы корреспонденту «АиФ» ответил президент Ассоциации социальных работников Кыргызстана Эрик Орозалиев.
Нести знамя достоин не каждый
- Эрик Садыкович, расскажите, когда в КР появились первые социальные работники?
- Социальная работа, как профессия, в Кыргызстане распоряжением Правительства была введена в 1997 году. Центром подготовки кадров с того же года выступает Бишкекский Гуманитарный Университет. Программу мы переняли у Российского государственного социального университета. В этом большая заслуга Антонины Николаевны Дашкиной, которая в то время была президентом Ассоциации Социальных работников России. На данный момент в нашем учебном плане есть как дисциплины, входящие в российские госстандарты, так и наши, специфические предметы, в которых проработаны психология и менталитет местного населения. В этом году мы празднуем 20-летие профессии и специальности работника социальных служб. В первые годы, конечно, население соцработников воспринимало не серьезно, люди думали, что они только пенсию на дом доставляют. В последние годы отношение людей меняется, как меняется и статус социального работника. Граждане, попавшие в трудную жизненную ситуацию, уже обращаются к нашим специалистам, просят у них совета. Период «становления» соцработника в КР уже заверше н. В различных структурах, начиная от первичных, заканчивая Министерством, осознали, что нужны специалисты с профильным образованием, а ведь во многих службах до сих пор работают люди, закончившие технические специальности. Ощущается дефицит квалифицированных профильных специалистов.
- Есть ли у молодежи интерес к данной специальности?
- Сейчас возрастает количество поступающих молодых людей - интерес у молодежи есть. Особенно последние 5 лет, не знаю с чем это конкретно связано. Возможно, с кононами религии, говорящими о сострадании и сочувствии. Нынешние абитуриенты приходят учиться осознанно. Проблем с первым курсом у нас становится меньше, а ведь раньше ребята просто шли за дипломом. Современные студенты активные, спрашивают, где можно практику пройти, ведь теоретические знания в обязательном порядке нужно подкрепить практикой, без нее обучение не может быть полноценным. К сожалению, супервизоры или руководители практики еще не достигли того уровня, при котором могут привить практические умения нашим ребятам. Поэтому, одна из задач ассоциации и вузов КР - придать большую значимость практической работе. Фундаментальные знания нужны, но мы должны заниматься отбором.
- Отбирать достойных непосредственно на практике?
- Среди студентов важно выявить тех, кто сможет работать по специальности, а практическая работа в этом отличным помощником выступает. К сожалению, есть студенты, которые заканчивают университет с отличием, а на практике не любят людей, не уважают, в них нет сострадания. Мне кажется, что на первом месте у социального работника должны быть личностные качества - он должен людей любить. Именно социальные работники на практике реализуют государственную политику поддержки наименее защище нных людей, находятся в постоянном контакте с ветеранами, инвалидами, обеспечивая таким образом, их социализацию. Социальный работник - это особая профессия, это люди особого душевного склада, отзывчивые, умеющие сострадать, всегда готовые прийти на помощь. Но, если заняться серьезным отбором, то, боюсь, с такими зарплатами работать будет некому. Однако, несмотря на плачевную ситуацию с оплатой труда, востребованность профессии, к сожалению, возрастает.
- К сожалению?
- Да, я не оговорился. Хотелось бы, чтобы задействованных в социальной работе людей было меньше. Чтобы не росло количество граждан с ОВЗ, чтобы бедственных положений не было, семьи не разрушались, стариков не бросали… Чтобы люди не нуждались в социальной поддержке, и проблемы эти в стране были искоренены.
Милосердие - даром
- Эрик Садыкович, к вопросу о финансах: какова средняя заработная плата социального работника?
- Около 7 - 8 тысяч сомов. Отмечу, что эту сумму получают специалисты с высшим образованием… К сожалению, выпускники наши в госструктуры идут редко, предпочитая им неправительственные организации, частные школы - это тоже проблема. Пока нет статуса социального работника, положения, говорить о чем-то сложно.
- А доверяют ли люди соцработникам? В соседних странах говорят о мошеннических схемах, отъеме квартир…
- Про подобные случаи в нашей стране я не слышал. Отношение в целом меняется, но очень медленно. Мнение, что соцработник должен только приносить пенсию и в магазин ходить за продуктами, по-прежнему разделяет достаточное количество кыргызстанцев. Про другие виды помощи многие не знают, а социальная работа, тем временем, не ограничивается этим набором услуг. К примеру, ежедневная забота о пожилом человеке - сходить за продуктами питания, убраться в доме, помочь по хозяйству, доставить медикаменты, оплатить жилищно-коммунальные услуги, работа с участковым врачом, ложатся на плечи социального работника.
- А какие механизмы нужны для повышения статуса соцработника?
- Это зависит в первую очередь от материального положения государства, финансирования социального сектора - сегодня оно мизерное. Поэтому специалисты, которые уже поработали, на другую должность пойти не могут, вот и живут по принципу: «хоть какие-то деньги получить». Необходимо на уровне Правительства организовать финансовую поддержку социальным сотрудникам.
- А есть ли информационная кампания, направленная на то, чтобы рассказать населению о социальных услугах, расширить их представление о соцпомощи?
- К сожалению, информационного обеспечения по работе с населением я не вижу. Это беда! Социальный работник - помогающая профессия. Нельзя сказать, что он может работать только с пожилыми людьми - это его ограничивает. Соцработа аккумулирует многие профессии - это и педагог, и психолог, и медик, и адвокат, и эколог… с дополнением «соц». Специалист должен управлять всем социальным процессом. Допустим, нужна помощь подросткам, попавшим случайно в преступную сеть. По-хорошему, этим должен заняться социальный адвокат. Нужно стремиться к тому, чтобы такой сотрудник был на судебном процессе и боролся за судьбу ребе нка. Соцработник должен быть координатором, менеджером, если хотите - отправлять людей к узким специалистам, знающим проблему изнутри. У Ирана, к примеру, отлично налажена служба скорой социальной помощи - автомобили с соцработниками стоят в людных местах - на вокзалах, в аэропортах. А каждый нуждающийся заходит в такое авто и говорит о своих проблемах. Ситуации у людей могут быть самыми разными, но процессом оказания помощи управляет ни работник правоохранительных органов, ни психолог, а именно социальный работник. Такую машину по горячей линии может вызвать любой житель страны. Сейчас управление социального развития мэрии города Бишкека обратило внимание на иранский опыт и начало работать в этом направлении - скоро и на улицах Кыргызстана появятся похожие микроавтобусы.
- Есть ли у социальных работников КР этический кодекс, регламент?
- Хороший вопрос. На Западе, к примеру, есть лицензирование, аккредитация. Психологов отбирает Американская Психологическая Ассоциация, они занимаются именно оценкой качества, уровня специалистов. Организация имеет право выдавать лицензии на работу. У нас такого, к сожалению, нет. Но, надеюсь, со временем и наша страна к этому придет, так как не каждому должно быть дано право работать с живым человеческим материалом. Есть проблемы с профессиональным выгоранием, соцработник должен быть обаятельным, подбирать нужные слова, говорить красиво, убеждать, чтобы «заразить» клиента. Если человек пожилой пришел за пенсией - не грубить ему, а ведь в структурах наших грубость на каждом шагу. Бедный пенсионер выстоял очередь, а его оскорбили, нагрубили… Такое непозволительно. Моральный регламент должен быть, самоцензура. Законодательно человеческое отношение закрепить не выйдет.
- Эрик Садыкович, есть ли у вас какое-либо наставление для будущих соцработников?
- Молодежи на эту специальность стоит поступать осознанно, понимая, что это - огромная ответственность, ответственность перед людьми, которые попали в трудную жизненную ситуацию. Нужно четко понимать, что придется много работать, отдавая притом часть своей души нуждающимся в этом людям.
Комментарии