В минувший вторник, 5 июня, в Киргизии были арестован сразу три политика – экс – премьер – министр Сапар Исаков, бывший глава ГТС Кубанычбек Кулматов и депутат Жогорку Кенеша Осмонбек Артыкбаев. После резонансных задержаний гражданское общество разделилось на два лагеря – одни требуют отпустить арестованных и прекратить «политические репрессии», другие отмечают, что в стране началась глобальная война с коррупционерами.
Стоит отметить, что обвинения всем политикам выдвинуты по делу, связанному с модернизацией столичной ТЭЦ, авария на которой минувшей зимой оставила без тепла тысячи киризстанцев.
Так, бывшего главу ГТС и экс – мэра Кубанычбека Кулматова обвиняют в незаконном использовании в 2014 году грантовых средств в 2 миллиона долларов, которые китайская компания «TBEA», занимавшаяся модернизацией ТЭЦ, выделила на строительство двух школах в регионах. Обвинение настаивает на том, что господин Кулматов вступил в сговор со строительной компанией ОсОО «Альто Групп», с которой без положенных конкурсов заключил договор, после чего добился от китайской компании перечисления на счет «Альто Групп» миллиона долларов США. Стоит отметить, что для завершения строительства одной из школ, расположенной в «Калыс – Ордо», из городского бюджета было выделено еще 100 миллионов сомов.
Сам Кулматов с обвинениями был категорически не согласен, отметив, что мэрия тогда «ни цента не получила», а все строительные работы осуществляла исключительно китайская компания. Однако, заявлениям политика не поверили – экс – градоначальника вызывали на допросы в ГКНБ, в его доме был проведен обыск, который, по словам Кубанычбека Кенешевича, прошел корректно, но ничего не дал, а на имущество обвиняемого в коррупции политика был наложен арест. «Горячие» события в жизни Кулматова разворачивались в мае, а 5 июня стало поворотной датой – на два месяца бывший глава таможни задержится в СИЗО ГКНБ.
В этом же здании о «несправедливости» будут думать депутат Жогорку Кенеша Осмонбек Артыкбаев, в отношении которого Генеральный прокурор страны 5 июня возбудил уголовное дело по 1 части 303 статьи (Коррупция») УК КР и экс – премьер – министр Киргизии Сапар Исаков, подозреваемый также в «нечистых» схемах с долларами.
Стоит отметить, что задержанные, вины не признающие, считают уголовные дела политически мотивированными. Так, Кулматов, комментируя обыски, сообщал, что «коррупции не видит», а происходящее – попросту политическое преследование окружения экс – президента Алмазбека Атамбаева (Сапар Исаков и Кубанычбек Кулматов – ближайшие соратники бывшего главы правительства).
Однако парламентарии страны, высказавшиеся о «черном вторнике», политики в задержаниях не увидели – чиновники уверены, что расследования по громким делам будут тщательными, доскональными и обязательно покажут, кто брал, а кто «на руку чист».
Гражданское общество, тем временем, поделилось на два лагеря – одни требуют немедленно отпустить Сапара Исаков, который для многих молодых людей страны стал почти кумиром. «Жээнбеков борется не с коррупцией, а с кадрами Атамбаева», «Если бы Сапар Исаков был виновен, он бы давно страну покинул», «Сапар Исаков работал честно, руки прочь!» - это лишь малая часть откликов граждан на весть об аресте бывшего премьера. Недоумевают люди и по поводу ареста Кулматова – мол слишком жестко обошлись госорганы, избрав меру пресечения. Иные пользователи социальных сетей дают шуточные «наставления» политикам: «учитесь, дети, на ошибках: когда зовут в ГКНБ, нужно бежать из страны, желательно рейсом Баткен – Нью – Йорк» - советуют киргизстанцы, имея в виду побег бывшего вице-премьер-министра Аскарбека Шадиева, который, по версии ГКНБ, покидал территорию Киргизии вброд. Некоторые, стоит отметить, аресты 5 июня связали именно с побегом Шадиева – мол, опасаются в ГКНБ аналогичного сюжета.
Другая часть страны видит в арестах некогда высокопоставленных чиновников «истинную борьбу с коррупционерами», попутно вспоминая сколько у задержанных недвижимости и за какую стоимость те приобретали автомобили.
Как бы то ни было, кто прав, а кто на «китайские доллары» домик прикупил, должно показать следствие, на справедливость которого уповают как в политических эшелонах, так и в отдаленных айылах страны.
Комментарии