Каждый из нас вкладывает в понятие «душевность» что-то свое, но редко можно встретить человека, которого не расслабляли бы созерцание костра или шум прибоя. С музыкой дела обстоят сложнее: среди современных композиций и безликих битов найти что-то «теплое и родное» весьма проблематично. Однако есть в Бишкеке исполнители, под пение которых можно перенестись в другой мир: царство уюта и мягкости, туда, где музыканту вторят не губы, а душа.
Один из таких музыкантов - Оскар Султаналиев, более известный под сценическим псевдонимом Mr. Oscar. Между выступлениями и общением с поклонниками Оскар нашел время для недолгой беседы и рассказал корреспонденту «АиФ» не только о творческом пути - он раскрыл главный секрет людских слез и оваций.
К джазу через оперу
С Оскаром мы познакомились на одном из выступлений, где музыканты презентовали новую экспериментальную программу - бархатный баритон и плач саксофона решили «разбавить» игрой диджея. Интересно, что в паузах между выступлением исполнители не отсаживались за отдельный столик, следуя негласной традиции музколлективов, а с удовольствием общались с публикой. Со сцены звучали хиты «Синей птицы» и Луи Армстронга, а у собравшихся сложилось устойчивое ощущение, что действо происходит на крыше отеля в Нью-Йорке. Удивляет на концертах и разнообразие программы: от хитов, под которые можно подумать и погрустить о своем, до шуточной песни «У бегемота нету талии». Но, как позже признается Оскар, творческий путь мэтра вокала мог бы не сложиться из-за… дворовых мальчишек!
- Я рос в творческой семье, которая часто организовывала большие застолья. Раньше люди собирались не в клубах, а за столом, и посиделки заканчивались песнями. Я любил такие мероприятия еще и потому, что бабушка моя была оперной певицей, а ее голос - это мощь и диапазон. Я был любимчиком, и стоило мне заплакать, как она была готова выполнить любой каприз. Я просил что-нибудь исполнить. Именно оттуда пошла любовь к вокалу, голосу. Постепенно стал пробовать сам, после чего бабушка сказала маме, что у меня есть способности. Мама повела меня в музыкальное училище. Помню, что на втором этаже нас встретил профессор, попросил повторить такт и сказал, что берет меня. Но, после того, как ребята во дворе узнали, что я буду ходить в музыкальную школу (а в мое время это не приветствовалось), начали посмеиваться, мол, парням в футбол играть надо. Парочка таких замечаний и на занятия музыкой я ходить перестал - уговоры мамы не действовали, я твердо решил, что музыкальные школы - удел девчонок, - вспоминает Оскар.
- Вы совсем отказались от музыки?
- Нет. В пионерских лагерях участвовал в КВН, а там была музыкальная рубрика, где я и выступал. После, уже в подростковом возрасте, быть музыкантом стало модно: группы «Роллинг Стоунз» и «Битлз» стали кумирами молодежи и для того, чтобы произвести впечатление на понравившуюся девочку, парни массово учились играть на гитарах и петь. Собирались мы тогда в основном в парках, дворовых беседках и на бульваре. Несколькими годами позже заграницей я познакомился с электрогитарой и микрофоном, в Германии играл в группе. Но настало время возвращаться домой. Здесь меня встретили друзья - душевный вечер закончился музыкой, а в компании оказался гитарист группы «Наристе». Он наигрывал на гитаре, я подпевал. На следующее утро мне позвонили и попросили подойти в ДК «КСК» на репетицию, в ходе которой и предложили стать частью коллектива. Мои первые гастроли в составе группы состоялись на Дальнем Востоке. Однако мама, которая некогда привела меня в музыкальную школу, подобному известию не обрадовалась - музыкантом было не престижно быть. Когда вернулся домой, закончил институт и пошел работать по специальности, завязав с музыкой. Но как позже выяснилось, от судьбы не убежишь: в 2004 году я попал на музыкальный фестиваль, который проходил в Алма-Ате, и так вышло, что казахстанские музыканты мой вокал высоко оценили. Тогда даже звание придумали «Мистер фестиваль».
- Выходит, псевдоним ваш пошел оттуда?
- Именно. От звания оставили «Мистера», а Оскар - производная от имени. В том же году произошло мое знакомство с Николаем Марусичем, выступавшим тогда в Русском театре драмы. Марусич сделал мне рекламу, объявив, что после его выступления состоится музыкальный поединок между Мистером Оскаром и Джонни Гассом. Никто не знал этих имен, людей просто заинтриговали, - улыбается Оскар.- В холле мы спели по паре песен. Именно тогда мне в первый раз подарили цветы - это были каллы. Победила в музпоединке дружба, а люди узнали обо мне. Да и я тогда понял, что хочу выступать. А так как мне нравится джаз, сколотил маленький джаз-бэнд.
- Оскар, а почему именно джаз? Насколько мне известно, это направление в КР не сильно развито…
- Мне всегда были по душе песни Луи Армстронга, Рэя Чарльза, Барри Уайта, Тома Джонса. Как понимаете, там не только джаз, но и рок-н-ролл, блюз и фанк. Мне нравится этот микс, их песни я и пою в основном.
- Не каждый музыкант удостоен чести выступать на государственных праздниках, а вас приглашали?…
- Да, со временем меня заметили работники Минкультуры и попросили выступить на празднике Нооруз. После с авторской песней выступил на Дне Независимости. Принимал участие и в джаз-фестивалях, получил звание «Отличник культуры»…
- А были ли у Mr. Oscara зарубежные гастроли?
- Были. Приглашали в Казахстан, Россию. В Москве выступал несколько месяцев, но решил вернуться в КР. Были выступления и в отеле Куала-Лумпура…
От сердца к сердцу
- Как вы думаете, совместимы ли джаз и шоу-бизнес?
- И да, и нет… Мне кажется, здесь все зависит от подачи и от того, кто исполняет ту или иную композицию. Луи Армстронг, к примеру, стал легендой. Совместимы с шоу-бизнесом лишь единичные артисты, это не массовая практика.
- Возможно ли артисту прожить на гонорары?
- В нашей стране - едва ли. Музыкантам приходится сложно, причем это касается не только блюза и джаза.
- Иные музыкальные коллективы подрабатывают на свадьбах, корпоративах, кто-то этого не приемлет. Как вы к подобному относитесь?
- Я не отказываюсь: если приглашают, то выступаю. Нужна публика, практика… И эмоции от выступлений душу греют.
- Сколько времени уходит на репетиции?
- Это зависит от программы выступления. Если она обширная, состоящая из 25 - 30 песен, то мы собираемся в неделю два раза и играем по 3 - 4 часа.
- Оскар, а есть ли у музыки границы?
- Конечно, нет. Мне кажется, что даже суперджазмен может не понимать эту музыку, настолько она многогранна. Музыка - это живая материя. Бывает, споешь на концерте веселую песню, а после подходят друзья-музыканты и спрашивают, почему настроения сегодня не было. А порой исполняешь грустную, блюзовую композицию, а настроение хорошее ощущается. Мы не боимся экспериментировать, сейчас есть задумка включить в программу песни группы «Ленинград», исполнять московские центровые песни, но это для отдельной публики.
- Интересное смешение стилей получится. Как вы к уличным музыкантам относитесь?
- Музыкант - он везде музыкант. Я видел очень талантливых людей в Москве, которые играли на улицах. У некоторых артистов путь к сцене начинался с обочин. К творческим людям, независимо от мест их выступлений, я отношусь положительно.
- Раньше семья была против ваших занятий музыкой, поменялось ли сегодня отношение к выступлениям?
- Сначала домашние смеялись надо мной. Дети спрашивали зачем мне это надо, а я просто «заразился» сценой. После начались восхищения: папа - артист! Костюмы мне готовили, провожали, как на войну, а сейчас к публичной жизни они привыкли, для них мой концерт - как поход в магазин.
- Как вы считаете, музыканту важнее брать или отдавать? Петь для своего удовольствия или стараться подстраиваться под публику?
- Я считаю, что здесь нет четкой разграничивающей линии. Есть много талантливых исполнителей, которые поют, как по маслу, но их не запоминают - нет душевности, контакта со слушателями. А есть и те музыканты, у которых вокальные данные не столь выдающиеся, однако подача настолько мощная, что зал плачет. А все потому, что когда ты поешь от души и с удовольствием, музыка становится теплее, идет от сердца, а тепло, которого в мире так мало, люди принимают с благодарностью.
Фото из личного архива музыканта
Комментарии