Две спорные политические инициативы поступили из правительства и парламента в течение последней недели, и чрезмерно обрадовали население республики. Первая принадлежит премьер-министру Мухаммедкалыю Абылгазиеву, вторая – народной избраннице Айнуру Алтыбаевой.
Глава кабмина во время презентации отчета работы правительства за 2017 год ( ранее не принятого в парламенте и стоившего его предшественнику Сапару Исакову кресла впервые в истории страны через вотум недоверия, прим. авт) поведал о том, что не только выполнит указание главы государства об открытии особого банковского счета для денежных средств, изъятых в ходе борьбы с коррупцией в качестве возмещения ущерба государству. Но и перевыполнит, пойдя навстречу чаяниям нардепов.
- Второй счет будет открыт для граждан, желающих помочь государству. Такое предложение поступило со стороны депутатов парламента. Работа в этом направлении уже ведется. Вопросом открытия счетов занимается Министерство финансов, - отметил чиновник, отвечая на вопрос нардепа Жылдыз Мусабековой о первом спецсчете.
Более подробно об этом проекте Абылгазиев рассказывать не стал, однако не исключается, что в числе статей расходов, на которые будут потрачены «добровольные взносы» граждан может оказаться, помимо прочего, и обслуживание госдолга. Благо идея о том, что госдолг в 1, 7 млрд самому крупному кредитору – Китаю – может быть погашен народными силами, ежели киргизстанцы скинутся порядка 707, 3 доллара США каждый, недавно уже муссировалась гражданскими активистами. Но сторонников у нее оказалось маловато для воплощения в жизнь.
Вторая идея принадлежит народной избраннице Айнуру Алтыбаевой. Нардеп решила модернизировать редакцию закона «О политпартиях», инициированного некогда в 2011 году ею в первый раз вместе с Омурбеком Текебаевым, Торобаем Зулпукаровым и другими коллегами. Суть проекта, вынесенного на обсуждение в году 2018-м, та же, что и в году 2011-м: требование законодательно закрепить финансирование политических партий из государственного бюджета. При условии, что список кандидатов, выдвинутых на последних выборах в депутаты Жогорку Кенеша от партий, получил по результатам голосования не менее 5% голосов у электората. Такое поощрение сможет сформировать более адекватную политическую систему.
- ...Нужно совершенствовать политическую систему, продолжать активно строить реальную многопартийность, прежде всего - через создание авторитетных массовых общенациональных политических партий. Многопартийность и политический плюрализм, в конечном счете, явление полезное для общества, поскольку обязывает государственную власть учитывать в своей деятельности настроения и идеологию различных социальных слоев, которые они представляют. В современных условиях создание правовых условий, буквально заставляющих партийные институты обеспечивать себе массовую поддержку и выдвигать политические программы (без которых не победить на пропорциональных выборах) - это объективная необходимость. Соответственно, многократно возрастают и требования к созданию и деятельности политических партий. К политическим партиям, которые берут на себя ответственность определять внутреннюю и внешнюю политику государства, должны предъявляться повышенные требования. Проект закона предусматривает такие условия, с тем, чтобы, что политические партии, претендующие на власть, должны быть общенациональными объединениями граждан, т.е. их деятельность должна охватывать всю территорию страны и партия не может быть мононациональной. Также большое внимание в проекте закона уделено вопросам обеспечения прозрачности при финансировании политических партий: конкретизированы источники финансирования партий, принципы финансирования - законность, открытость, гласность, доступность сведений о финансировании членам партии, общественности и компетентным государственным органам; целевое использование финансовых средств; введение ежегодной финансовой отчетности политических партий. При этом предусматривается внедрение государственного финансирования политических партий, прошедшим в парламент, - отмечается в справке - обосновании к законопроекту. - Предлагается установить эффективный контроль фискальных органов за финансированием политических партий, в первую очередь, из-за рубежа иностранными государствами, зарубежными экстремистскими и террористическими организациями. А так же закрепить механизм привлечения к ответственности политических партий за несоблюдение законов.
Поощрение политобъединений, вошедших в парламент, со стороны государства, помимо возможности создавать законы «под себя», больших зарплат и привилегий народным избранникам, как ключевой инструмент для формирования новой политической системы из карманов налогоплательщиков восторга у населения даже в теории в соцсетях и на форумах не вызвало. Особенно в контексте череды скандалов, связанной с доходами депутатов ЖК и их имуществом. И в контексте того, что в республике создать свою партию и довести ее до парламента благодаря строению законодательства могут в основном люди весьма не бедные, которые вполне обойдутся и без господдержки для своего объединения.
Однако при том можно отметить, что поправки при адекватной реализации могут значительно сократить число партий в КР. И, возможно, превратить количество их в профессиональное качество работы на политическом поприще. Сейчас, по данным Минюста КР, на 18 июня 2018 года в стране насчитывается целых 232 политических партии ( для сравнения, в ЦИК Казахстана прошли регистрацию и имеют право на участие в выборах всего 6 партий, включая пропрезидентскую «Нур Отан», в Узбекистане их всего 4, в Таджикистане чуть более 5 ( ранее их было больше, однако не так давно партия исламского возрождения РТ – ПИВТ, была признана экстремистской и вне закона), прим.авт). Многие из них под критерии, означенные в законопроекте, явно не попадают – фактически политическую активность на уровне региональных госструктур, парламента, да и страны в целом проявляют не более 20 партий разной политической направленности.
Комментарии