В Бишкеке состоялась встреча бизнес-сообщества с представителями Государственной налоговой службы Киргизии. Предприниматели выразили недовольство пробелами в действующем налоговом законодательстве республики, которые порождают коррупционные проявления.
Согласно глобальному исследованию Doing Business, в рейтинге стран мира Киргизия по налоговому администрированию занимает 151 место из 168 возможных. По словам президента ассоциации поставщиков Гульнары Ускенбаевой, сложная налоговая отчетность – это одна из зон коррупции.
– Зачастую директора компаний и предприятий подписывают налоговые документы, не понимая, что в них написано, полностью доверяют бухгалтеру. Иногда попадаются некомпетентные бухгалтеры, из-за чего возникают проблемы. В Налоговой службе знают об этом, однако ничего не предпринимают. Получается, любой индивидуальный предприниматель, который умеет, например, хорошо печь хлеб, должен не хуже разбираться в бухучете. Такая позиция не приемлема. По рейтингу Doing Business, мы тратим 225 часов на формирование налоговой отчетности, а лучшая практика 100 часов. На платежи уходит 50 часов, хотя в идеальном варианте должно быть 3 часа. Нам есть к чему стремиться, – пояснила она.
По законодательству налоговая отчетность должна содержать сведения о том, сколько предприниматели должны отдать государству, какая налоговая ставка и налоговое обязательство. Однако бизнесмены сетуют, что по факту им приходится предоставлять много излишней информации, так как форму отчетности утверждает правительство. Представители бизнеса неоднократно предлагали упростить налоговую отчетность, потому что она не только усложняет жизнь отечественным налогоплательщикам, но и мешает вести дела с зарубежными партнерами, в частности в рамках ЕАЭС.
– Складывается впечатление, что предприниматели, которые работают со странами-участницами ЕАЭС, уже превентивно в чем-то виноваты. Их дополнительно проверяет рейдовый налоговый контроль, то есть налоговики на законных основаниях могут остановить машину или прийти на склад пересчитать товар и так далее. А чтобы снять остаток на складе крупного предприятия нужно на неделю приостановить отгрузку в магазины и считать. Эти моменты надо пересмотреть. Или мы вошли в ЕАЭС, расширяя свои возможности. Или тогда надо на всех площадках открыто говорить, что все кто сотрудничает со странами ЕАЭС, потенциально рассматривается государством, как неплательщики налогов, потому что это прослеживается сквозь весь налоговый кодекс, – отметила Гульнара Ускенбаева.
Предприниматели также подняли вопрос о компетентности налоговых инспекторов. На несовершенство налоговой системы обратил внимание вице-президент торгово-промышленной палаты КР Нурлан Мусуралиев. По его словам, налоговые органы не оказывают содействие бизнесу, хотя согласно законодательству должны идти навстречу предпринимателям.
– Общеизвестно, что при налоговых проверках, проверяющие не помогают налогоплательщикам исправлять ошибки. При налоговой службе работают call-центры, но там мы только можем получить позицию по тем или иным вопросам. За ответ, который предоставляется, никто не несет ответственности. Хотелось бы, чтобы налоговая служба сопровождала граждан качественными консультациями. Главное назначение налоговых служащих оказывать помощь бизнесу в соблюдении налогового администрирования, – подчеркнул он.
Мусуралиев считает, что основной причиной коррупции является непрозрачная система налогов, а налоговые проверки все еще остаются инструментом, который влечет рейдерские захваты.
– Начисление «воздушных» налоговых обязательств разрушает систему защиты частной собственности в Киргизии. При такой системе ни один бизнес не защищен. Если предприниматель не согласен с начислением каких-то налогов и дело доходит до суда, то 90% налоговых споров решаются в пользу государства. Возникает резонный вопрос, как государство, будучи ответчиком, может судить, если является стороной судебного спора? Все возникающие проблемы у налогоплательщиков – это следствие несовершенства системы. Есть мировой опыт, когда налоговые службы и предприниматели больше партнеры, нежели противоборствующие стороны. Например, в КНР налоговые санкции применяется только к злостным нарушителям. Если человек ошибся первый раз, ему подсказывают и помогают, – резюмировал вице-президент ТПП КР.
Заместитель председателя ГНС КР Искендер Асылкулов выслушав пожелания бизнес-сообщества, отметил, что ведомство прислушивается к мнению предпринимателей и уже ведет активную модернизацию системы.
– Мы уже не инспекционная служба, а служба, которая оказывает услуги налогоплательщикам. В декабре прошлого года мы обновили сайт налоговой службы, и полностью переработали кабинет налогоплательщика. Уже сейчас возникает вопрос о внедрении дистанционных проверок. Закон о фискализации налоговых процедур вступил в силу с 8 мая, он предусматривает электронные счет-фактуры, маркировку товара и применение ККМ в онлайн режиме. Также с 1 августа планируется ввести электронный патент по всей Киргизии. То есть предприниматель единожды приходит в налоговую, регистрируется, получает доступ в свой кабинет на сайте и дальше спокойно ведет свою деятельность. Оплатить налоги можно будет через интернет, мобильный банкинг или терминал в любом месте. Все это будет в системе разработано, просто не все сразу, – заверил представитель ГНС.
Кроме того, ГНС обещает упростить саму процедуру предоставления налоговых документов, а также изменить порядок наказания за несвоевременное предоставление отчетности. В перспективе размер штрафных санкций будет определяться в зависимости от степени нарушения. Так, если человек принес хотя бы нулевой отчет, он понесет минимальное наказание, а если умышленно уклонялся от налогов, штраф соответственно будет гораздо больше.
Комментарии