В эпоху активного использования социальных сетей и нестабильной ситуации в мире, напряжённости и шаткой экономики жертвами вербовки экстремистских и террористических организаций оказываются всё больше молодых людей. Многие из них в ряды запрещённых организаций вступают из–за религиозной неграмотности, а иные попросту надеются обрести стабильное будущее, которое им обещают умелые манипуляторы.
Борьба с МТО и организациями экстремистского толка – явление глобальное. Правоохранители и спецслужбы всего мира постоянно вводят новые методы предотвращения распространения экстремизма и делятся опытом с зарубежными коллегами. Актуальную тему подняли и в Кыргызстане: 5 сентября состоялся круглый стол, в ходе которого международный эксперт PRI по превенции насильственного экстремизма Юлия Денисенко отметила, что один из наиболее эффективных способов недопущения распространения экстремизма – это развитие у людей критического мышления.
«Что если я скажу, что можно было спасти едва ли не всех заражённых идеями насильственного экстремизма и терроризма людей ещё в детстве? Ведь характер человека фундаментируется к 7 годам жизни, в том числе склонность к ведомости. Элементарная психологическая грамотность родителей могла бы сегодня решить едва ли не половину проблем, связанных с девиантным поведением. Я часто сталкиваюсь с тенденцией, когда мамы и папы обвиняют всех и вся в том, что их ребёнок радикализировался. На самом деле это очень удобная позиция, чтобы снять с себя ответственность. Ребёнок стал террористом потому, что его плохо учили в школе, из – за того, что милиция плохо работает, правительство принимает плохие законы… Получается, что как только случается беда, собственные дети из наших превращаются в государственных. Одна из причин – это навязанные в СССР стереотипы о коллективной ответственности. Хотя де – юре в 90 – х мы перешли в капитализм, де - факто остались по - прежнему социально – ориентированными государствами, а в сознании наших граждан ещё и социалистическими. В советское время образование и воспитание были направлены на запрет собственного мнения, нужно было быть, как все. Человека, уже получившего образование, на поруки брала партия. Помните систему товарищеских судов? Большинство людей мир ведомых устраивал из – за бонуса в виде стабильности и известного будущего. По нарисованному сверху плану жить гораздо легче, не нужно самому думать, не нужно решать и нести ответственность за принятые решения. Времена беззаботного неведения прошли вместе с Августовским путчем. Только система воспитания и образования, к сожалению, на постсоветском пространстве осталась прежней. С одной корректировкой: после получения образования наших детей никто уже не ждет, чтобы вести за руку к светлому будущему. А он, ребёнок, заточен на другое, отсюда и массовая инициация молодёжи в террористические и экстремистские группировки, которые с радостью готовы обеспечить полный контроль жизни взамен на полное выключение мыслительных процессов. В итоге вместо свободной, образованной и успешной личности, получаем безвольного, не умеющего рассуждать логически, ведомого, но очень выгодного адепта. Уже не кажется странной статистика, что сегодня 34,7 процента осуждённых за преступления экстремистского и террористического толка в КР – это лица до 30 лет. Самые обычные люди, способные стать орудием страшной и разрушительной силы» - поделилась мнением Денисенко.
Озвучила эксперт и любопытную статистику, которую вывели специалисты после анализа мыслительных процессов заключённых за терроризм и экстремизм. Согласно данным, у подавляющего большинства результаты получились многим ниже средних.
«В ходе анализа особенностей личности осуждённых за данные преступления, была выявлена характерная, присущая для всех черта: у подавляющего большинства – это 86, 7 процентов, преобладает низкий уровень развития мыслительных процессов. 30% из них не достигли даже минимального порога по этой шкале. И только 13, 3 % имеют средние показатели. К полной остановке мыслительных процессов приводит особенный режим внутри радикальных групп. В ситуации, когда решения принимает один человек - лидер, аналитические функции мозга у последователей за их ненадобностью просто растворяются. В итоге у 66, 7 % осуждённых мужчин и женщин выявлены симптомы, соответствующие признакам такого психического расстройства, как зависимое расстройство личности. Все жизненные решения эти люди принимают только с разрешения лидера – без этого они испытывают чувство беспомощности и неспособности к самостоятельной жизни, они полностью подчиняются установкам, заданным в группе. Люди лишены возможности критического осмысления своего состояния в реальной ситуации. Развитие критического мышления – вот лучшая превентивная мера и действенная альтернатива не только экстремистским течениям, но и другим организациям, применяющим техники манипулирования сознанием для достижения своих корыстных целей. Если в европейских странах и США критическое мышление преподают, начиная с детского сада, то у нас, в Центральноазиатском регионе, к сожалению, это понятие относится, в лучшем случае, к экспериментальным. Но этот эксперимент стоит поставить, особенно если нам нужно добиться того, чтобы человек вновь обрел свободу мыслей и суждений» - считает эксперт.
Подтверждением тому, что развитие критического мышления способно «творить чудеса» стало проведение экспериментальных курсов в женской казахстанской колонии. Результаты, по словам Денисенко, превзошли ожидания: у девушек начали проявляться критические суждения по отношению к своему опыту в экстремистских сообществах. Первым открытием стало то, что все люди одинаково уязвимы перед манипуляцией. Этот момент очень важен, потому что заставляет оценивать свой опыт в радикальной группе отстранённо и способствует критической оценке действий вербовщиков. То, насколько действенным оказался метод, доказывают фразы одной из осуждённых по отношению к своей семье: до прохождения курсов женщина переживала, что её детей будут воспитывать кафиры - «неверные», которыми она называла своих родителей, а после сообщила, что скучает по маме.
«У нас с мамой очень тесная связь. Я хочу её видеть. Вы знаете, сколько времени сижу здесь, первостепенно – это мама и дети» - поделилась та, что некогда разделяла радикальные взгляды. Поменялось у неё и отношение к сотрудничеству с администрацией колонии. Вскоре девушка освободилась по УДО. Для остальных она стала символом возрождения.
«Таким образом, можно констатировать, что экстремистские и террористические организации способны создавать своего рода психологические концлагеря для завербованных, поэтому у нас есть полное основание полагать, что работа с психологической составляющей является фундаментом в реабилитационном процессе. Чтобы человек мог осознать всю тяжесть своей ошибки, принять решение исправиться, нужно сначала «включить» его мозг для того, чтобы фактически заново научить думать и анализировать, видеть себя и принимать собственные решения. Подчеркну, что сейчас говорю только об одном из этапов реабилитации при социальной зависимости и рада сообщить, что в октябре этого года в рамках проекта PRI, в числе прочего, мы презентуем практические инструменты по развитию навыков критического мышления для всех заинтересованных структур Центральноазиатского региона» - заключила Юлия Денисенко.
фото: islamsng.com
Комментарии