Новый 2019 год ознаменовался для жителей Кыргызстана рядом новых законов и кодексов, в частности, с 1 января вступил в силу Административный кодекс о нарушениях, в который включили штрафы за плевки на улицах. Суммы штрафов за любимое занятие многих жителей страны впечатляют: 5, 5 тысяч сомов. Мера, направленная на улучшение облика страны у населения вызвала неоднозначную реакцию. Так, весть о том, что за плевок в любом общественном месте, даже из окна автомобиля, придется отдать больше 5 тысяч сомов, некоторым гражданам КР не понравилась. В кыргызстанском сегменте социальных сетей начались бурные споры о том, что же делать простому человеку, если плюнуть нужно срочно.
«Допустим, человек простыл, вся гадость копится в легких и от нее нужно избавиться. Что же теперь, глотать?» - задаются вопросом люди. Некоторые и вовсе посчитали введение штрафов ущемлением прав человека и угнетением народа. «Честно говоря, этот законопроект про плевок настоящий ПЛЕВОК в лицо народу!» - комментирует нововведение пользователь социальной сети Facebook Нурсултан Аскаров, добавляя, что «плеваться – это священное право народа».
Пока одни спорили о правах, другие пошли дальше. Так, популярность набрало видео, на котором молодой мужчина записал обращение к правительству, выразив недовольство работой чиновников. В знак протеста он плюнул на ворота Белого Дома и приготовил 5, 5 тысяч сомов для оплаты штрафа. «Давно хотел плюнуть в лицо этим… которые умеют только говорить, но ничего не делают. Вот вам! У меня появилась такая возможность», - прокомментировал поступок парень.
Надо сказать, что многие пользователи Интернета «протестанта» поддержали.
В столичном ГУВД отметили, что идет работа по установке личности мужчины, к нему применят меры согласно Кодексу о нарушениях. А вот какая доказательная база будет у правоохранителей для взыскания штрафов за плевки? Ответ на этот вопрос вторую неделю пытаются найти кыргызстанцы. Люди опасаются, что новые штрафы могут стать дополнительным обогащением милицейских карманов.
«Как доказать, шо плевок не твой, а другого «неустановленного следствием лица»? А ты тут вообще ни при чем и оказалась на месте преступления, т.е. рядом с плевком совершенно случайно?» - пишет пользовательница Facebook Сатина Айдар (орфография и пунктуация автора сохранены). Рассуждения людей свелись к тесту ДНК, системам видеофиксации и честному слову.
Иные добавили к горячему спору немного юмора: «лизнуть и ответить, что точно не мой», - шутили юзеры.
Шутки шутками, а вопросов к нужным поправкам действительно много: харчками, к примеру, не брезгуют и сами правоохранители, кто будет штрафовать их? Будет ли действовать мера, когда в стране не запрещено употребление насвая, который щедро «разбрасывают» после употребления? Как на деле доказать, что плюнул конкретный гражданин? Ответы на эти вопросы те люди, которые выступают за суровые штрафы, постарались найти в законодательстве Сингапура. Там за аналогичный проступок придется заплатить около 368 долларов США, что в пересчете равняется почти 26 тысячам сомов. Но и уровень жизни в «примере для подражания» значительно выше, а штрафы суровые были введены еще в середине 90-х годов прошлого века – было время привыкнуть. Штрафы за плевки есть и в других странах – в Белоруссии, к примеру, за сей проступок придется отдать около 7 тысяч сомов в пересчете.В Кыргызстане же, где некоторые люди считают плевки «священным правом», средняя заработная плата составляет чуть больше 15 тысяч сомов – выходит, на нее можно купить около 3 – х плевков в месяц. Сложнее придется пожилым: плюнул раз, лишился месячной пенсии.
Несмотря на недовольства, борьба с плевками в КР действительно нужна: на улицах, даже центральных, каждые пару, в лучшем случае, метров, прохожие натыкаются на растекающиеся по асфальту харчки, которые могут таить в себе не только «кошмар эстета», но и опасные для здоровья микробы и вирусы. Одной из возможных неприятностей может стать туберкулез. Так, в 2017 году в стране было зарегистрировано 5 570 вновь выявленных больных. Согласно подсчетам специалистов, ситуация с заболеваемостью в последние годы идет на спад, однако по – прежнему остается тревожной.
Комментарии