Отказ от русского языка в качестве официального в Кыргызстане – дело не первостепенной важности, хотя вопрос этот остается на повестке и в обсуждении. Об этом экс-генпрокурор Азимбек Бекназаров заявил, комментируя свое облетевшее накануне СМИ республики заявление, вызвавшее большую полемику в обществе.
«Информацию об отказе от русского языка муссируют больше русскоязычные СМИ. Но кроме вопроса, связанного с русским языком, мы на курултае поставили много вопросов на дальнейшую перспективу, не менее важных. Почему русскоязычные СМИ взяли на рассмотрение только один вопрос о русском языке? Этот вопрос только проба, один из вопросов, который нами обсуждается, окончательного решения по этому поводу еще не принято. Например, вчера на научно-практической конференции из девяти ученых семеро сказали «не трогайте русский язык, пусть пока живет», и только два поддержали лишение его статуса официального. А вот представители 47 организаций высказались относительно того, что в Кыргызстане может быть государственным только кыргызский язык... Мы учитываем все мнения! Считаем - нужно поставить этот вопрос потом на референдум и пусть народ сам решает. Сейчас же мы решаем, какой вопрос лучше ставить на референдум сейчас ( и на сбор 10 тысяч подписей, необходимых для передачи инициативы в парламент, прим.авт) , в пятницу мы примем решение об этом...Русский язык в этом отношении будет самым последним – на сбор подписей он вместе с другими вопросами не выходит. Я в этом уверен», – сказал Азимбек Анаркулович в беседе с корреспондентом News-Asia. – «В 1993 году была узурпирована власть, и вопрос языка вытекает оттуда. В 2000 году Аскар Акаевич ( Аскар Акаев, первый президент КР, прим.авт) ввел русский язык как официальный законом «Об официальном (русском) языке КР», в 2001 году закрепил его Конституцией. Раньше не было и такого понятия «официальный язык»! Наверно, это его решение было продиктовано выборами, где ему нужны были голоса русскоязычных избирателей. И так и осталось среди всех президентов и поправок в Конституцию. Мы же прежде всего хотим выставить на референдум вопрос: какое государственное правление хочет народ Кыргызстана – президентское или парламентское? Какую форму правления выберет народ – он должен ответить. И только потом уже хотим писать новую Конституцию».
По словам Бекназарова, данный референдум, который намечен на конец ноября 2019 года, может, в зависимости от решения членов рабочей группы, дать кыргызстанцам шанс повлиять на необходимость реформ Конституции, на принцип отбора и выбора депутатов в ЖК и на ряд других вопросов, связанных с госуправлением. Но возможность выбора формы правления для государства нужно дать кыргызстанцам в первую очередь. Без этого новые поправки в Конституцию инициироваться не будут и не должны.
«Жители Кыргызстана, в основном кыргызы, прекрасно знают, что такое и парламентская и президентская формы правления. С 2010 года мы живем при якобы парламентском правлении, но фактически страной управляет президент. Но до того до 1994 года у нас была чисто парламентская республика. Это после президенты незаконно узурпировали власть, все они вводили изменения через референдумы, мы все ощутили на себе изменения, которые они вносили. И потому, прежде чем браться за новую Конституцию, мы хотим знать – а что скажет народ. Пусть он ответит на ключевой вопрос – какой должна быть форма правления? Именно народ у нас источник власти и демократии, владелец суверенитета. Но его никогда не спрашивали, в каком государстве он хочет жить, при каком правлении. Только узкий круг людей писал Конституцию, выбирал форму правления, статьи Конституции…Мы хотим получить ответ народа – «Да» или «Нет» в отношении форм правления. И только потом уже юристы, специалисты должны взяться за обсуждение и написание новой Конституции. Пусть обсуждения идут полгода, год, два, народ поймет, что такое президентская форма правления, парламентская форма правления, и только после этого мы примем новую Конституцию», - заключил он.
Комментарии