Кто не знает эту дату, ставшую трагедией для целой страны – 22 июня 1941 года. Сегодня, в 2011 году, исполняется ровно 70 лет с начала Великой отечественной войны – войны, с которой миллионы женщин России, не дождались своих мужчин – сыновей, мужей, отцов, женихов, братьев.
Это день, в который вся страна скорбит и со слезами на глазах вспоминает 9 мая – праздник, ставший долгожданным завершением земного ада. Во многих городах и селах нашей родины молодые люди отдают дань памяти ветеранам, подарившим победу России.
В Екатеринбурге, посетители форума «Общение автоклуба» на одном из интернет-порталов, уже третий год проводят поздравительную акцию. Собираясь вместе в предпраздничный день, они разбирают подарки и маршруты с адресами героев войны, которых предварительно уже предупредили о визите поздравляющих. Подарки смотрятся достаточно скромно: моющее средство (либо стиральный порошок, либо для мытья посуды), салфетки, тряпочки либо губки, печенье, мед, зефир, чай, специи, и цветы. К сожалению, в последнее время растет недоверие стариков к молодым доброжелателям: «Если Вас пригласят на чай – проходите, но если не пустят в дом и примут подарок на пороге – не расстраивайтесь. Просто многие боятся заводить в дом незнакомцев – отнеситесь к этому с пониманием» - говорит Лена, одна из организаторов.
Наш экипаж состоял из четырех человек – трех девушек и мужчины-водителя. Маршрут проходил по Березовскому и его окрестностям – всего 4 адреса. Начали с ближнего, с Изоплита. Дом нашли быстро – ухоженный, красивый, лишь слегка бледноватый на фоне отстроенных в этом районе хором. Машину, далеко не дружелюбным лаем приветствовала собака, а из окна выглядывала женщина. Сами ворота нам открыл уже ветеран. Среднего роста, седоволосый. Но выглядит молодо, благодаря сохранившейся военной выправке и командному голосу - лет на 65-70 (как оказалось, ему уже 87). Через 10 минут весь наш экипаж сидел за столом на беседке, прилегающей к дому, и пил чай вместе с Леонидом Сергеевичем и его женой.
После девятого класса Леня с друзьями отправился сплавляться по реке Кама. Было 22 июня. И вдруг по радио сообщают, что началась война. Ребята собрали лодку, вещи, поехали домой – решать, что делать дальше. А дальше 17-летнего мальчишку отправили учиться в эвакуированное из Ленинграда в Ижевск Артиллерийское училище. Через полгода – сразу после его окончания – юнца отправили на границу Финляндии и России – Карельский перешеек. Там и отслужил. «У нас не принято сейчас говорить об одной важной вещи – войну-то выиграли мальчишки. В начале войны около 4 миллионов советских солдат было убито и уведено в плен – это практически целая армия - кому же оставалось воевать? Мы знали, что война будет, нас к ней готовили. И невозможно было представить, допустить мысль о том, что наша Родина будет находиться под чьим-то гнетом. Поэтому мы и победили – просто не могли отдать Россию».
В первые дни страна не знала, как обстоят дела на фронте – кроме слухов, никаких официальных вестей не было. А когда узнала, что непобедимая Красная армия отступает – сначала не поверила. «Переломным днем в восприятии жителями Советского Союза войны, безусловно, стало 14 августа. Именно тогда вся страна вдруг узнала, что немцы заняли Смоленск. Это действительно был гром среди ясного неба. Пока бои шли "где-то там, на западе", а в сводках мелькали города, местонахождение которых многие могли представить с большим трудом, казалось, что все равно война еще далеко. Смоленск – это не просто название города, это слово означало многое.» - так пишет Михаил Вадимович Зефиров, историк, в одной из своих книг. Интересно и то, что в конце июня не было известий от Сталина. В то время он в одиночестве прибывал на своей даче. Неизвестно, о чем размышлял он в те часы, столь тяжелые для страны, когда всем гражданам СССР нужна была его поддержка. Но 3 июня он все же выступил по радио с необычным для него обращением: «Товарищи! Граждане! Братья и сестры! Бойцы нашей армии и флота! К вам обращаюсь я, друзья мои!». Возможно, именно тогда вся страна поняла серьезность создавшегося положения.
Леонид Сергеевич интересуется историей и способен объективно судить о том, через что прошел сам. По его словам, культ личности Сталина, возобновляемый сейчас – переоценка его роли в выигранной войне. «Победил народ, потому что грудью прикрывал свою страну. Сталин репрессировал накануне войны многих гениальных военачальников, а после Великой победы вернувшихся из плена солдат отправил в лагеря. Были случаи, когда солдаты возвращались из финского плена, одетые в нарядную – как сейчас – военную форму, которой у нас тогда и в помине не было. Их сразу по приходу домой переодевали – переобували насильно, форму забирали и отправляли в Сибирь. Практически всех…» На этих словах Леонид Сергеевич замолк, что-то вспоминая про себя. Мы провели в гостях чуть больше часа - пора было отправляться дальше, а ветерану с женой – готовиться к празднику.
Наш путь лежал уже в Березовский. Город был чист, залит солнцем и словно радовался предстоящему Дню победы. Нашли дом – уже не частный -обыкновенный, неплохо сохранившийся с советских времен. Встретила нас семейная пара ветеранов: «Здравствуйте, милые, хорошие наши, спасибо, что приехали! Проходите скорее, с праздником вас!». Нас сразу усадили за стол, накрытый белой, праздничной скатертью. В середине стола стояла ваза с засушенными розами. Хозяйка похвасталась, что хранит эти цветы уже почти год из-за их красоты. Они явно ее радовали. Как оказалось, эта семейная пара вместе уже 60 лет. Есть у них две дочери и две внучки. Недавно родился первый правнучек, названный в честь дедушки Мишенькой. Есть сад - правда сейчас им приходится работать и в нем, и в саду внучки – младшим поколениям требуется помощь – ведь времени и на ребенка, и на дачу не хватает. И кошек им отдали – ребенку нельзя находиться в одном помещении с животными. Жаль лишь, что в туалет на место не приучены ходить. Но ничего, и с этим люди, прошедшие через войну справляются.
«Мы познакомились уже после войны. Работали вместе на заводе «Хромпик», где вырабатывают хромовые соли. Очень опасное производство – часто, работавшие там люди не доживали и до 50 лет. Нам повезло (улыбается Михаил Матвеевич) – мне уже почти 90 лет, а Нине – 88.». В этот момент в комнату вернулась Нина Михайловна, уходившая на кухню за свежим компотом: «Вы побольше наливайте, пейте мои хорошие. Это все натуральное, в саду выращенное – крыжовник и вишня. Не переживайте, что пенка сверху – в компоте ни грамма алкоголя. Просто через ситечко когда пропускаешь, он пенится.». Михаил Матвеевич пододвинул стул, усадил свою жену и продолжил рассказ: «Нина Михайловна и в войну работала на том заводе. Только если в мирное время рабочий день там 6 часов, то ей приходилось работать по 12 часов в сутки, а после, ночью, разгружать вагоны. Вот здоровья-то и мало, плохо слышит уже.». Сложно описать чувства, возникшие в наших сердцах в разговоре с ветеранами. Михаил Матвеевич – высокий, седой мужчина с непостижимо искренней улыбкой и ясным, теплым взглядом, как у ребенка. Нина Матвеевна – седовласая женщина с добрыми, но печальными глазами – она готова рассказать многое, но самое страшное навсегда останется лишь в ее памяти.
Язык не поворачивается назвать этих людей «стариками». Неописуемо красивая и живая пара, которая до сих пор стоит у меня перед глазами. Каждое их движение, обращение друг к другу было проникнуто нежностью и любовью, которые в их квартире буквально чувствуются кожей. Они кажутся неразделимыми. «Он ведь весь у меня израненный, досталось ему на войне» - говорит Нина Михайловна о своем муже.
Михаил Матвеевич начал рассказ о своем военном прошлом: «Выучился я на минометчика и был отправлен защищать Москву. Мы стояли всего в 40 километрах от города, а дальше были немцы. Минометы установили в лесу, перед нами, на опушке расположилась пехота. Тут прилетели три самолета, стали бомбить – пехота в лес. Поэтому досталось и нам. Слава Богу, в тот раз обошлось без смертей – поцарапало только немного…». Тут ветеран на секунду задумался, что-то припоминая и затем, уже с более серьезным видом продолжил: «Представляете, когда мы пошли в атаку, отгоняя противника назад – то вышли на поле. Огромное поле… на километры усеянное телами советских солдат.». Михаил Матвеевич отворачивается, заходит за спину своей жены, кладет одну руку ей на плечо, а другой вытирает выступившие на глазах слезы. «Ну хватит, Миша, хватит. Не переживай, тебе нельзя» - пытается успокоить его Нина Михайловна. Но он, как будто не слыша, находясь далеко, в 1943 году продолжает: «Самое обидное, что люди реагировали по разному на наши победы, на то, как мы выгоняли фашистов из страны: кто-то благодарил и чествовал, а кто-то проклинал. Говорил: «Отступая, немцы согнали всех жителей деревни в сарай и сожгли его. Лучше бы вы не приходили». На секунду повисло молчание. Сложно было переварить эти слова. Но Нина Михайловна поспешила перевести разговор на другую тему. Она вновь стала рассказывать о кошках, которые им достались от внучки. Было неудобно продолжать вызывать воспоминания. Чувствовалось, что Михаил Матвеевич хочет поделиться своей историей и ему есть, о чем еще рассказать, но переживания могут плохо сказаться на его здоровье. И его жена – труженик тыла, дала нам это понять. Поэтому мы со слезами на глазах пожелали ветеранам здоровья, поздравили с наступающим праздником и ушли.
В выданном нам маршруте значилось еще два адреса. Первый – дом на соседней улице. Там нас встретила бойкая, веселая старушка с хитрым взглядом. В тот день она ждала гостей, поэтому ее задерживать мы не стали и, вручив подарок, поехали дальше. Последняя женщина – ветеран проживала дальше всех, в поселке Старопышминск. Но и тут нам не удалось с ней пообщаться – подарок приняла дочь, объяснив это нездоровьем матери. Пообещав передать поздравления, она зашла в дом, а мы отправились обратно, в Екатеринбург. Молча...
За что погибали люди? Ведь земля на том поле пропитана кровью тысячи людей. Они не хотели умирать, но они хотели спасти своих братьев, сестер, матерей, любимых, хотели подарить им свободу. Они отдали себя за победу. Одна человеческая жизнь – это уже много. А в Великой Отечественной войне погибло 26,5 млн советских людей. Благодаря им и благодаря тем, кто выстоял – жива Россия. И мы не должны о них вспоминать раз в год – мы должны помнить о них всегда.
Вернувшись в город мы первым делом отправились в ресторан «Pan smetan». Именно там собрались участники акции. Коротко рассказав о поездке, мы пообещали в следующем году вновь принять участие в поздравлении. Хотелось бы снова увидеть эту замечательную пару, за один час ставшую для меня одними из самых близких людей. И хотелось бы опять послушать рассуждения Леонида Сергеевича о войне, народе и политике. Будьте здоровы, дорогие ветераны!
Комментарии