Так уж повелось, что общественный деятель Токтайым Уметалиева приобрела в Киргизии статус вечного критика власти, то и дело выявляя разные неточности, недочеты, нарушения со стороны действующих властей.
Сегодняшнее выступление правозащитницы, которая, вполне возможно, выставит свою кандидатуру на предстоящих президентских выборах, не исключение. По мнению Уметалиевой, у страны есть серьезные основания опасаться за свое будущее, особенно в пост-выборный период. Кроме того, вместо обещанной защиты интересов народа идет массовое игнорирование гражданского сектора и принципов этнического и гендерного равенства.
- Наша партия входит в число 25 политических организаций, получивший весомое количество голосов на прошедших парламентских выборах, - начала свое выступление Токтайым Джумаковна. - Сегодня неправительственный сектор оказался вне участия в принятии ключевых решений – например, в формировании ЦИК и Совета судей. Президент Отунбаева должна была рекомендовать на принципах интернациолизма претендентов в Центральную избирательную комиссию, выдвинуть правозащитный блок, соблюсти гендерное равенство. Сегодняшний состав ЦИК вызывает множество вопросов, сомнения в легитимности власти, согласно положений Конституции. Закон о выборах подписан вчера ночью, он не опубликован и в силу не вступил, а это значит, что говорить о выборах пока рано. Эти механизмы должны быть прописаны в Основном законе. Возможно, это связано с огромным количеством компроматов, или же Отунбаева двигает своих проверенных людей, которые толком не смогли посчитать голоса на выборах 2010 года. Это решение ставит под сомнение будущие выборы. По Совету судей я хочу сказать следующее: в нем много противоречий, механизмов для коррупции. Мы не видим интернационализма, молодежи, не представлено бизнес-сообщество. Этот закон, подписанный в середине июня, общественную экспертизу не прошел. Кроме того, до принятия Закона о выборах должна была быть сформирована полноценная Конституционная палата, но ее нет. Выборы главы государства должны быть при полном составе ЦИК, представленном разными представителями сообщества. Иначе эти моменты могут привести к конфликту, который может проецироваться и на президентские выборы. Сегодня мы наблюдаем разброд во власти вокруг ситуации с президентскими выборами. После октябрьского всенародного голосования может наступить даже не двоевластие, а троевластие – это выгодно определенным политическим силам, чтобы прикрыть свои незаконные действия, применение администативного ресурса. Я недавно смотрела фильм “Вона без правил”, который был снят в 2003 году, он аналогичен произошедшим в 2010 году событиям. Кроме того, я считаю, что если мы выбираем нового президента, руководство тоже должно обновиться. Многие показали на что они способны, отработали свою миссию.Меня беспокоит безопасность нашей страны после выборов. Наш регион имеет хорошие позиции по воде и газу. Запутанные системы и политические противоречия преследуют сепаратистские цели. Выборы мы должны начинать с чистого листа. Президент должна соблюдать принципы нейтральности, а не пытаться запятнать себя силами, подставившими себя фальсификациями.
Поддержал коллегу в стремлении добиться справедливости и правозащитник, экономист Куванчбек Бектемиров.
- За короткий срок мы пережили две революции. Нынешняя власть говорила, что будет стоять на защите интересов народа. Однако вместо этого они ведут дворцовые интриги, - считает эксперт. - К 30 числу депутаты хотели утвердить весь состав Совета судей, однако этого не получилось. Парламентарии успели все решить между собой – кто будет входить от гражданского сектора, партий. Все заигрывания с гражданским сектором – это пыль в глаза народа. У нынешней власти нет прозрачности, отчетности и так далее. Вызывает сомнения и вчерашнее параллельное совещание двух составов ЦИК – это клоунада переходящих из состава в состав членов Центризбиркома. Это говорит, что нет работает закон о люстрации. Старые кадры, которые набили руку в ЦИК, там и остаются работать. Нет молодых кадров. Или здесь явная игра, или же у них просто некому работать, кроме служивших предыдущим властям.
Комментарии