Кордайский район Жамбылской области, где расположены пострадавшие в разной степени от беспорядков, поджогов и погромов села Масанчи, Аухатты, Булар батыр и Сортобе – приграничье с Кыргызстаном. До кыргызских КПП и населенных пунктов кыргызского Иссык-Атинского района Чуйской области оттуда считанные километры. Это и спасло жителей этих сел, оказавшихся в ночь на 8 февраля в опасности – их дома и машины горели, их самих могли убить. Драка в селе Масанчи с помощью пока не установленных провокаторов вылилась в межнациональный конфликт, агрессия которого была направлена на дунганское население, проживающее на этой территории еще с конца 18 века. Чтобы спастись, в соседний Кыргызстан в ночь с 7 на 8 февраля и ночью 8 февраля вынуждены были бежать 12 тысяч человек. Эту цифру приводит казахская сторона - 24.kz. Кыргызские пограничники пока ведут подсчет потока пересекавших границу в обе стороны за это время и озвучат данные в ближайшее время.
Большинство из беженцев – женщины, дети, старики. Мужчины преимущественно остались в Казахстане – защищать свои дома от погромщиков и мародеров. Режим ЧС в Кордайском районе и соответственно комендантский час введут только через сутки после начала беспорядков, когда большая часть жителей, напуганных нападениями, уже покинет села. На другой стороне границы, у КПП «Кен-Булун-автодорожный», «Ак-Тилек-автодорожный» и «Токмак-автодорожный» их уже ждали встревоженные родственники. Компактные места проживания дунган с многолетней историей, такие, как Масанчи и Сортобе, есть по всей Чуйской области, часть из них как раз приходится на приграничье. Поэтому с поступлением первых новостей о беспорядках из Кордайского района люди потянулись к границе, чтобы забрать своих родных. И не только родных – информация о том, что в республику прибывают те, кому нужна помощь, и их очень много, быстро распространилась по социальным сетям и мессенджерам. Кто-то привез еду и питье для тех, кто только перешел границу, кто-то выразил готовность отвезти на своих машинах к родственникам в Кыргызстане тех, у кого эти родственники есть: в Кен-Булун, Милянфан, Искру и другие села.
Тех, кому совсем некуда было идти, оперативно либо забирали к себе домой, либо находили им временное пристанище. Поднялась практически вся Чуйская область.
Были в числе перешедших границу в первые сутки не только беженцы, но и раненые. В кыргызские больницы за помощью, по данным Минздрава КР, обратились 34 человека, 1 из них кыргызский подданный – остальные казахстанцы. Всем им была оказана бесплатная медицинская помощь, 13 человек были госпитализированы. Позже 5 из них останутся в больницах Токмака и Ивановки, остальных на реанимобилях санавиации вывезут в Алматы. Подключились к ситуации и кыргызские госорганы, и Национальное общество Красного Полумесяца.
«На протяжении двух дней местные органы власти, совместно с диаспорой дунган и местное население Кыргызстана оказывали и продолжают оказывать помощь населению. Были организованы временные места пребывания Министерством труда и социального развития и местной администрацией. Министерство труда и социального развития КР в лице заместителя министра Ализы Солтонбековой и представители Национального общества Красного Полумесяца провели беседы и встречи с местной администрацией, медицинским персоналом, сотрудниками МВД и пограничной службой по сложившейся ситуации», – сообщил президент НОКП Азамат Баялинов в своем Facebook.
К утру 9 февраля ситуация немного стабилизировалась. Ночь в Кордайском районе прошла спокойно, благодаря комендантскому часу и режиму ЧС. Через кыргызские КПП начали возвращаться в свои дома первые беженцы. По данным ГПС КР, только через «Токмак-автодорожный» в течение 9 февраля прошло более 1 тысячи человек. Но в Кыргызстане остаются еще тысячи беженцев. И их продолжают обеспечивать всем необходимым. Примечательно, что при этом сами добровольцы, что принимали людей на кыргызской стороне, помогали им, а сейчас – закупают необходимые вещи и продукты, и развозят их либо по семьям, принявшим беженцев, либо по точкам сбора, не хотят публичности.
«Мы это делаем не для того, чтобы показать кому-то. Не для лайков в Инстаграме – «смотрите, я поехал закупать продукты, смотрите, какой я хороший, поставьте мне сто лайков и я возьму и отвезу им еще и вот это». Потому, что надо помогать друг другу по мере возможности. Мы все люди. Неважно, кто какой национальности, мы все люди. А если не помогать друг другу и не объяснять это детям, которые нас сменят, миру просто придет конец», – говорит один из волонтеров, пожелавший остаться неизвестным.
Помимо пунктов сбора, открытых ранее Ассоциацией дунган Кыргызстана и ОФ «Хуэйзу Бо», и адресной помощи со стороны добровольцев семьям, принявшим беженцев, продолжают работу и точки сбора гумпомощи в мечетях сел Иссык-Атинского района. В мечети села Дружба в нескольких километрах от КПП «Кен-Булун» – один из таких пунктов сбора. Во дворе за мечетью – большой котел, в котором мужчины готовят плов. У дверей одного из помещений комплекса, прилегающего к ней – только что привезенные прихожанами одеяла, памперсы, туалетная бумага, немного мыломоющих средств, нужных для личной гигиены, одеяла. К ним в считанные полчаса прибавляются лапша быстрого приготовления, питьевая вода, чай, кто-то приносит и денежные средства, чтобы уже служители мечети приобрели необходимые вещи либо передали средства тем беженцам, кто будет возвращаться домой.
По словам мутавалли Исмара, сбор в мечети начат только сегодня, но уже есть те, кто привез и вещи первой необходимости, и финансовую помощь – пусть и небольшую. В его руках – бумаги, куда заносится вся поступающая гуманитарная помощь и все поступающие деньги для того, чтобы потом отчитаться перед теми, кто привез вещи и продукты и сделал пожертвования – все должно быть чисто и прозрачно. И несколько тонких тетрадок.
«Мы вчера прошли по селу, начали составлять списки тех, кто прибыл к нам – многие из живущих в селе приняли к себе либо родственников, либо просто тех, кому было некуда идти. И это еще не вся информация, только часть. Так проще будет распределить помощь. Беженцы есть почти в каждом доме. Кто сколько мог принять: 5, 10, 20, 30 человек… Моя семья тоже приняла тех, кому нужна была помощь, у нас 29 человек», – рассказывает он News-Asia, открывая и показывая одну из тетрадок. В ней – данные по одной из сельских улиц. Номера домов практически следуют один за другим. Пять человек, семь, восемь – принимали целыми семьями. Возле каждого из номеров домов пометка, сколько взрослых и сколько детей. Детей – очень много.
Беженцев уже, по его словам, посетила Ассоциация дунган Кыргызстана и депутат Бахадыр Сулейманов. Часть помощи предоставят по этой линии. Помогала эта сельская мечеть не только тем, кто перешел границу, и нуждался в еде и питье, но и тем, кто охранял границу в усиленном режиме и следил за тем, чтобы на кыргызской стороне был порядок и не происходило никаких инцидентов и провокаций.
На самих КПП «Кен-Булун-автодорожный», «Ак-Тилек-автодорожный» и «Токмак-автодорожный» днем 9 февраля было спокойно.
Очередей с казахской стороны на проход в Кыргызстан не наблюдалось, как и наоборот. Однако усиленный вариант несения службы для кыргызских пограничников пока не снят.
Фото автора
Комментарии