В начале февраля 2020 года в Кыргызстане состоялась крупнейшая в центральноазиатском регионе выставка игр и игровых развлечений Central Asia Games Show. Помимо презентации игр и игровых устройств от отечественных и мировых производителей, чемпионата по World of Tanks и косплей-дефиле с персонажами популярных игр CAGS-2020 стала площадкой для проведения международной конференции специалистов игровой индустрии, IT-образования, электронной коммерции и кибербезопасности. Спикерами конференции поднимался ряд вопросов, важных не только на глобальном уровне, но и для каждого государства: от региональных и мировых проблем кибербезопасности до защиты программного обеспечения разного уровня и примеров защиты объектов критической информационной инфраструктуры.
О том, чем полезны республике подобные мероприятия, связанные с IT-индустрией, и как кыргызские разработчики игр могут помочь не только цифровизации, но и экономике страны, и даже кибербезопасности, News-Asia по завершении мероприятия рассказала Ирина Байкулова, заместитель директора, юрист ОФ «Гражданская инициатива Интернет политики».
– Я слышала много хорошего об этом мероприятии, когда оно прошло в первый раз, что оно собрало очень много разработчиков и IT-специалистов. В этом году пришла как участник, и мероприятие было очень крутое – и подбор сессий, и подбор гостей. CAGS – это не только шоу для геймеров, хотя, конечно, и оно тоже. Это и косплей, и ютуб-блогеры, и игроки. Я пришла на сессию по кибербезопасности, потому что один из спикеров, Мелисса Хэтэуэй – это легенда в мире тех, кто работает с кибербезопасностью, послушать и посмотреть на современные подходы к этому вопросу. Мероприятие суперкрутое в том отношении, что не так часто в одном месте можно увидеть в Бишкеке так много тех, кто работает в IT-индустрии. Мероприятий для них не так много – наш КИТ-форум, IT-форум, сейчас в этом ряду и CAGS. Мне как киберюристу, интересно посмотреть на то, какое у нас киберсообщество, что за интересные вещи делаются в этом направлении. Число гейм-девелоперов, тех, кто разрабатывает игры и игровые решения, растет в Кыргызстане: это и Grimwood Team, которые организовали CAGS и Mad Aliens, и многие другие ребята. Качественных игр, которые «выстреливают» на мировом уровне, становится все больше, уже появляются игры, основанные на персонажах кыргызских легенд и сказок – например, «Sayakat» от Grimwood Team. А Mad Aliens – победители СанарипТона – готовят игру по кибербезопасности и кибергигиене. К слову, в презентациях кибербезопасников было очень много сказано о том, что геймификация – это один из способов решения подготовки специалистов в настоящем и будущем. И не только по кибербезопасности, но и в IT-образовании, и в других сферах: новое поколение не потребляет текстовый контент, не воспринимает «пиджаков», которые имеют сертификацию мирового уровня, и говорят со сцены заумные вещи. Мы уже в цифре и меня в докладе Хэтэуэй убил рост на 600 % в год атак с использованием интернета вещей. Мы покупаем умные телевизоры, кофеварки, холодильники и другие бытовые приборы, и чем больше у нас таких устройств, тем больше мы уязвимы. И потому все должны знать, что есть уязвимости, как нужно относиться к персональным данным, как беречь их, как относиться к кибербезопасности. И это все как раз можно донести с помощью игр, как и получить IT-образование. Мне нравится, что в этом году в IT-академии ввели новый курс, набор на который зашкаливает: специализация разработчиков игр. До этого у них таким же успехом пользовались курсы разработок на Python для дата-сайентистов и других специалистов. Mad Aliens так же открыли свою школу разработчиков игр…Индустрия развивается. И мне нравится видеть это вдохновение и на CAGS, видеть, что IT-индустрия в Кыргызстане развивается, что есть огромное количество разработчиков с крутыми и интересными идеями, которые понимают, чем именно хотят заниматься и хотят делать что-то интересное. Да и живя в 21 веке, не владея скиллами, которые можно вот так посмотреть и осязать, быть современным человеком и не разбираться в этих трендах невозможно!
У геймификации огромное будущее, и думать, что это «игроманы, которые рубятся в танчики и ничего больше не делают», неразумно. У геймеров огромное количество знаний по кибергигиене, кибербезопасности, они знают, что не стоит разбрасываться адресом электронной почты и другими личными данными. Они не только играют на международном уровне, на подобных мероприятиях они могут получить толчок к тому, чтобы начать заниматься и разработкой игр, двигаться в этом направлении. Когда мы проводили хакатон по цифровому гражданству СанарипТон, там фигурировала тема кибербезопасности. Мы ожидали платформенное решение – то есть платформу с курсами, или иную платформу, на которой будет находиться потребляемый контент, наподобие того, что представляют Neobis, Digital Academy или Coursera. Но мы не ожидали, что выстрелят гейм-девелоперы, которые предложат интересную идею того, как обучить кибербезопасности и ее базовым навыкам – от получения банковских карт до личных кабинетов и аккаунтов и школьников, и людей гораздо более старшего возраста. Это было настолько круто, что мы были в восторге! Время костюмов на сцене и академических лекций о том, как важно получить тот или иной сертификат безопасности, уходит в прошлое. На таких мероприятиях можно привлечь внимание самой молодой аудитории, что является наиболее уязвимой. Она не придет на академические лекции по кибербезопасности, но с интересом послушает о наработках в новом формате, заинтересуется и пойдет оттачивать свои скиллы. И число такой молодежи растет – у них растет мотивация. За что спасибо и Grimwood Team, и другим ребятам.
– Тем не менее, на конференции на CAGS-2020 кроме главы Государственного комитета информационных технологий и связи Кыргызстана Дастана Догоева не было замечено иных представителей правительства, парламента, профильных госорганов. С чем, на ваш взгляд, может быть связано такое равнодушие?
– Церемонию открытия посетил Дастан Догоев – пожалуй, самый нетипичный и самый крутой представитель правительства КР. То, что как глава ГКИТиС, он выделил немного времени в своем плотном графике и посетил CAGS-2020, чтобы сказать и показать организаторам и участникам «Ребята, мы с вами!» – это хороший знак. А к остальным, кажется, еще не пришло осознание потенциала, осознание того, как много это значит для государства. Вот я с удовольствием прослушала информацию про критическую информационную безопасность, проглотила ее, но не увидела никого из правительства и МВД, хотя это и их профиль – где какую защиту информации выбрать, где какая может быть угроза, стоит ли зарегулировать эту сферу строго или дать какие-то преференции…Тем более, что мы сейчас как раз обсуждаем законопроект по критической информационной инфраструктуре. Вы знаете, мне кажется, что дело в том, что понимание того, что мы уже находимся в цифровом мире и что любое IT-движение, которое у нас здесь происходит, важно, потому что это имеет отношение к будущему нашей страны, еще не настолько пришло. Возможно, чиновники решили, что это какая-то туса геймеров с косплеем, и не более того. Но на самом деле нет. Любая тусовка, на которой собираются представители IT-индустрии, разработчики, маркетологи, безопасники, юристы – это мероприятие, которое дает нам возможность сверить часы, понять, куда мы движемся, узнать о мировых достижениях. Останавливаться и сказать «я все про это уже знаю», сейчас невозможно, мир слишком быстро меняется, слишком большое количество изменений происходит. В той же приватности. Понимание, что кибербезопасность – это не только защита предприятий по периметру и критической информационной структуры, но и защита личности, потому что самый уязвимый элемент в итоге – обычный человек и его цифровая личность, тоже еще не выработано. Мы пытаемся изменить ситуацию, пытаемся ломать стереотипы, объяснять, что все, что касается информационных технологий, позволит двигать Кыргызстан вперед. 20% мирового ВВП уже формируется за счет IT-индустрии, куда входит и гейм-индустрия. И то, что наши ребята могут игры свои разрабатывать, продавать и достигать до 1 млн скачиваний в Google Play – это уже о многом говорит. Это тоже развивает Кыргызстан! И показывает, что мы крутая страна, где есть не только горы и экологический туризм, но и огромное количество IT-разработчиков, которые работают уже даже на Силиконовую долину. У нас не хватает сейчас IT-шников, и такие мероприятия могут стимулировать сегодняшних школьников, тех, кому от 12 до 15 лет, стать разработчиками или кем-то еще в этой индустрии в миру, где все на расстоянии звонка по Skype. Но, наверное, «пиджаки» мыслят иными категориями.
Судя по тому, что секции кибербезопасности привлекают все больше и больше внимания, нам, наверно нужен уже переход на следующий уровень. И стоит обсудить консолидацию сил всех разрозненных IT-тусовок в Кыргызстане – нам нужны и хорошие дефконы (DEF CON – крупнейшая мировая конференция хакеров, проводимая ежегодно в Лас-Вегасе, штат Невада, более 20 лет, прим.авт.), когда ребята-хакеры смогут соревноваться и проводить какие-то сессии для спецслужб, и встречи с такими привезенными звездами, как на CAGS-2020, и крутые штуки по созданию игр…Например, в Казахстане уже проводятся мероприятия, когда хакеры пробуют на уязвимость системы городов, энергетические объекты, государственные системы, и получают за это призы. Это позволяет увидеть и будущие потенциальные кадры, выводя их из тьмы на свет с перспективой работы на государство, и уязвимости в защите. Нам нужны такие тусовки! То же, что показали Grimwood Team, позволяет выходить из формата шоу в формат познавательного и вдохновляющего. Возможно, стоило бы сделать сессии более закрытыми, в более закрытых микропомещениях: перекричать спикерам народ не всегда просто, а тем, кому лекция не очень интересна, некуда деться из-за формата опен-эйра. Но это вполне реально.
– Кибербезопасность – неотъемлемая часть цифровой трансформации, которая в Кыргызстане уже второй год является приоритетным направлением на уровне республики. На недавнем алматинском международном форуме «Digital Almaty: цифровое будущее глобальной экономики» экс-вице-премьер-министр Кыргызстана Жениш Разаков отчитался о том, как в республике за последний год начали реализовываться проекты, связанные с построением собственной безопасной цифровой инфраструктуры, как меняется законодательство для облегчения и ускорения процесса цифровизации… Действительно ли за первый год объявления в Кыргызстане «года цифровизации» есть ощутимые положительные перемены в законодательстве в этом отношении? И можно ли как-то эти подвижки с помощью той же геймификации увести «в народ», чтобы они не оставались на уровне пиджаков, микрофонов и высоких трибун, а уже приносили реальную пользу населению?
– Сделано очень много, просто, наверное, IT-шники такой народ, что не умеет красиво отчитываться. Возможно, вы правы в том, что пока то, что делается, еще слишком далеко от народа и он не всегда в курсе того, что делается в этом направлении. Например, цифровой концепт «Государство как платформа» очень интересный и потрясающий, он поможет получить через смартфон большое количество госуслуг. Но огромное количество простых людей, что хотели бы пользоваться госуслугами, не всегда понимают, что такое плагины, где взять электронную подпись и зачем она нужна, как зарегистрироваться на портале… Мы придумали на СанарипТоне в формате хакатона к порталу прикручивать игровые обучалки и видео, которые расскажут, как этим порталом пользоваться, зачем берут согласие на обработку персональных данных, для чего нужна электронная подпись…Это проще запомнить в игровом, доброжелательном формате. И мы уже предложили это руководству ГКИТиС. Что касается законодательства, право всегда смотрит в прошлое, и догнать на законодательном уровне те изменения, которые стремительно происходят, бывает сложно. Мы в «ГИИП» настаиваем, чтобы, шагая вперед, в цифру, не забывали про безопасность, про кибербезопасность, про защиту персональных данных. Мы стараемся сопровождать такие проекты. И, например, в случае с «Государство как платформа» мы попросили ввести пункт согласия на использование персональных данных со стороны кыргызстанцев и чтобы все входы в систему логировались. «Тундук» – еще один прекрасный проект, идет огромное количество обмена документами между госорганами через него. Делается очень много. Просто не так часто и не так много из этого доводится до общественности и не такое большое количество простых людей почувствовало на себе, что уже есть перемены. Возможно, если бы Дастан Догоев кинул клич геймерам или разработчикам игр, чтобы те разработали решение для того, чтобы проще было гражданам научиться пользоваться госуслугами или защищать свои персональные данные, то что-то было бы иначе. Но пока время канонических отчетов о том, сколько законов приняли, отчетов сдали, а услуг перевели в цифровой формат. Но это ни о чем не говорит, пока перемены от этой деятельности не почувствуют люди, которые реально этим пользуются.
– Каковы ваши ожидания от второго объявленного на уровне республики года цифровизации?
– Второй год цифровизации, надеюсь, будет прорывным. С точки зрения кибербезопасности и защиты критической инфраструктуры мы надеемся выйти на обсуждение подходов к закону о защите критической информационной инфраструктуры. И надеемся, что к вопросам кибербезопасности будут подключены не только профессионалы из закрытых структур, но и представители бизнеса, и наше IT-сообщество, и эксперты. Пока мы от этого отрезаны: знаем, что что-то делается, но не знаем, насколько это соответствует трендам. Нужно выходить на большую экспертную площадку, нужно большое обсуждение с использованием соревновательных моментов и анализа того, почему это важно и насколько мы все сегодня уязвимы.
Комментарии