С начала вспышки эпидемии коронавируса COVID-19, из-за которой 11- миллионный город Ухань провинции Хубэй закрыл границы с помощью военных с 10 часов утра 23 января, прошло более месяца. Большинство стран мира решило вывезти из зоны поражения – города Ухань и провинции Хубэй – своих граждан. Спецборты направили страны разного уровня подготовки к атаке вируса – от США, России, Канады, Австралии, Сингапура, стран Европы до центральноазиатских Казахстана и Кыргызстана. Те, у кого спецбортов не было, договорились об эвакуации своих граждан и их обсервации с странами-союзниками. Исключение составил Пакистан.
В Ухане и в целом в Хубэй осталось более тысячи только студентов из этой страны, обучавшихся в Университете Янцзы, Уханьском колледже науки и техники, Хубэйском университете и в других учебных заведениях. Некоторые из них жили в Китае с женами и детьми. Когда началась эвакуация, специальный помощник премьер-министра Пакистана по здравоохранению Зафар Мирза написал в своем Twitter обращение к своим гражданам, оставшимся в опасном для жизни регионе.
«Мы обсуждаем ситуацию на самом высоком уровне и примем наилучшее оптимальное решение с учетом всех факторов, связанных с глобальной пандемией коронавируса», – заявил он.
МИД Китая сделало заявление, что в ведомстве согласны помочь странам, желающим забрать своих граждан домой. Для этого граждане должны выйти со своими дипломатами на связь через дипмиссии для эвакуации. Но с пакистанцами этого не произошло. По заявлениям господина Мирзы, люди не захотели уехать в родные провинции сами. Однако, по данным СМИ, это не так. Группа заблокированных студентов связалась с агентством Reuters и рассказала о том, что власти провинции дали разрешение на эвакуацию в том случае, если посольство само свяжется с ними. Но посольство не связалось, и студенты считают, что их не эвакуируют, чтобы показать «солидарность» Китаю. Один из заблокированных, магистрант Мухаммад Рауф, поделился этим мнением с журналистами, и возможно, оно справедливо. Так как послом Китая в Пакистане Яо Цзин была выражена благодарность за выдержку ближайшего соседа и готовность не поддаваться панике и не эвакуировать своих подданных из эпицентра распространения коронавируса.
В самой же республике информацию об оставшихся в опасности сотнях сограждан восприняли с возмущением. Как и безразличие к ним и спокойное отношение к угрозе прихода коронавируса премьер-министра Имран Хана. Система здравоохранения Пакистана находится в кризисе согласно данным ВОЗ много лет, и мировая эпидемия COVID-19 вместе с бушующими в стране полиомиелитом, туберкулезом и ВИЧ способна нанести ей смертельный удар. Не хватает квалифицированных медицинских специалистов и лекарств даже в обычное время. В условиях чрезвычайной ситуации попадание в больницу в Пакистане для пакистанцев будет означать очевидный летальный исход. Более ста будущих медиков-пакистанцев из Университета Янцзы, к слову, остались заблокированными в Китае – они должны были в феврале 2020 года получить документы, заверяющие их степень, в Пакистане. Они могли бы помочь противостоять вирусу в родных провинциях Синд, Пенджаб и Белуджистан. Но их в страну не впускают. Меж тем у медиков заканчивается срок действия визы и средства для проживания в Китае. И они обратились к премьер-министру Пакистана Имран Хану с просьбой организовать их эвакуацию как можно скорее. Тем более что по их данным, в Ухане заканчивается еда и вода. Пока и им, и их семьям остается только молиться – Имран Хан не дал ответа. Представитель пакистанского МИД не ответил на запрос Reuters по поводу судьбы сотен пакистанских граждан. А большой митинг родных и близких остающихся в Китае студентов в Карачи остался без внимания властей.
Отметим, что COVID-19 уже проник в Пакистан. Накануне, 27 февраля, господин Зафар Мирза в своем Twitter подтвердил два случая заражения коронавирусом в Карачи, столице провинции Синд.
Фото на превью: REUTERS/Imran Ali
Комментарии