воскресенье, 24 ноября 2024
Игнорирование проблем уйгуров в Центральной Азии – результат влияния Пекина?

Народный репортер

Напишите нам

Китай / ПолитикаRSS

Игнорирование проблем уйгуров в Центральной Азии – результат влияния Пекина?

Игнорирование проблем уйгуров в Центральной Азии – результат влияния Пекина?

08 марта 2020 08:49    Просмотров: 7785

Алия Садыкова, © News-Asia


Вопросом глубокого влияния Пекина на Ташкент, Бишкек, Нур-Султан, Душанбе и Ашхабад задались в Al Jazeera. Материал «Почему страны Центральной Азии спокойно относятся к гонениям уйгуров?» говорит о том, что оно гораздо сильнее, чем полагали ранее аналитики России и США, двух стран, заинтересованных в своих крепких позициях в этом регионе.

Доказательств тому приводится несколько. Во-первых, в феврале 2020 года в ходе «Евразийского турне» госсекретарь США Майк Помпео побывал на встрече формата «G5+1» в узбекском Ташкенте. В повестку переговоров вошли вопросы региональной безопасности, регионального сотрудничества и ситуации в Афганистане. К региональной безопасности дипломат отнес и вопросы, связанные с «лагерями перевоспитания» мусульман в Китае. Но услышан не был, так как ему дали понять, что страны «G5» более на позиции Китая и не готовы становиться между молотом и наковальней в споре крупнейших стран мира по вопросу Синьцзяна.

«В ходе моих сегодняшних частных встреч я планирую обсудить репрессии Коммунистической партии Китая в отношении мусульман-уйгуров, казахов и представителей других меньшинств в Синьцзяне», – заявил он в начале февраля в Ташкенте, прибыв в узбекскую столицу. «Частными встречами» были переговоры с представителями МИД всех пяти центральноазиатских стран. Крупные уйгурские диаспоры находятся в трех странах из пяти: Кыргызстане, Узбекистане и Казахстане. Однако глава МИД Узбекистана Абдулазиз Камилов намекнул гостю, что его стране бы «очень не хотелось ощущать на себе неблагоприятные политические последствия, связанные с конкуренцией в нашем регионе между крупными державами».

Как сказал Al Jazeera Алишер Ильхамов, руководитель программы «Открытое общество Евразия», причина этому шагу может быть в том, что «значительные инвестиции и торговые связи Китая приковали центральноазиатские государства к Пекину». Его поддерживают и другие эксперты. Бьют тревогу и уйгурские гражданские активисты – по их мнению, с помощью кредитов, инвестиций, инфраструктурных проектов и политической поддержки Пекин постепенно захватит Центральную Азию, часть которой ранее принадлежала Китаю во времена Шелкового пути. В частности, этой позиции придерживается Салих Худаяр, возглавляющий базирующуюся в Вашингтоне группу «Движение национального пробуждения Восточного Туркестана». В Китае она вне закона: целью движение ставит «пробудить мир и показать ему правду о том, что происходит в Восточном Туркестане». «Восточным Туркестаном» исторически именовался регион, где сейчас расположен Синьцзян-Уйгурский автономный район. Синьцзян стал частью Китая с 1949 года, и по мнению Худаяра,  китайские власти сейчас идут по той же схеме со странами ЦА, которую использовали там, используя «экономический захват».

«Постепенно они откололи нашу независимость, покупая наших лидеров, и теперь мы здесь», – отметил он в беседе с  Al Jazeera. – «В долгосрочной перспективе [центральноазиатские правительства] тоже станут такими, как мы, они потеряют свою независимость в пользу каких-то небольших экономических выгод».

Во-вторых, в странах Центральной Азии не признают нарушений прав человека в Синьцзяне, которые Китай называет «эффективной антитеррористической мерой». Правозащитники (и не только уйгурских и мусульманских объединений), а также родственники попавших в «лагеря перевоспитания» в этом регионе и в других, сообщают о том, что около миллиона человек подверглись насильственному заключению, идеологической обработке, насилию всех видов, пыткам и даже принудительной стерилизации. Так же они заявляют о полном цифровом контроле и в онлайн-жизни, и в офлайн-жизни, слежке, прослушивании разговоров. Известно, что в лагерях оказались и родственники граждан стран ЦА, и тысячи самих граждан  – об этом сообщают правозащитники. Однако кыргызский президент Сооронбай Жээнбеков назвал ситуацию «внутренним делом» Китая, а казахский президент Касым-Жомарт Токаев заявил, что «многие сообщения международных правозащитных групп не отражают реальности».

Наконец, помимо того, что в странах-соседях Китая по региону не осуждают его действий, беженцы, что скрываются от преследований, сталкиваются с трудностями при попытке получить убежище в Казахстане и Кыргызстане. По данным казахской неправительственной организации «Ата-Журт», что занимается помощью беженцам, сбором свидетельств о репрессиях в «лагерях перевоспитания», обнародованием случаев задержки и пропажи людей в Китае и привлечением внимания общества и СМИ к этой проблеме, его «получить очень трудно, можно сказать, невозможно». Очень часто беженцы не успевают обратиться в организацию и их депортируют. Подвергаются давлению и те, кто за них заступаются. Например, за активную деятельность в минувшем году в Казахстане глава «Ата-Журт» уроженец Китая, этнический казах Серикжан Билаш, несколько лет назад получивший казахское гражданство, был арестован и обвинялся в «разжигании розни». Дело стало политическим, Билаш был отпущен, но уплатил штраф. Так же в 2019 году в Узбекистан не впустили известного ученого Евгения Бунина. Исследователь, гражданский активист и специалист по уйгурскому языку – автор базы данных Shahit.biz, где собраны данные почти о 8 тысячах пострадавших от «лагерей перевоспитания» из разных этносов – посчитал, что это было связано с его правозащитной работой. На границе ему отдали в руки официальное оповещение об отказе во въезде и сообщили о существовании персонального запрета на въезд его персоны.

Я рекомендую 3 + Поделиться
Нравится

Самое интересное

Комментарии

Другие новости

02 августа 2024 10:09

Пленум ЦК КПК по традиции посвящен экономическим вопросам

В коммюнике о принятых решениях по итогам 3-го Пленума Центрального Комитета Коммунистической партии Китая ( ЦК КПК), проходящем в Пекине с 15 по 18 июля, было заявлено об углублении реформ для продвижения китайской модернизации.

27 июля 2024 09:28

В проектах, связанных с Китаем, следует учитывать закрытое китайское видение мира

Станислав Притчин — о том, что может связывать ШОС, «Один пояс – один путь» и «С5+»

Обзоры

 Елена Короткова 

КАРМАННЫЙ ДРУГ

Кыргызстан пообещал Китаю поддержать его в вопросах Синцзяня, Тайваня и Гонконга

 Елена Короткова 

УРОКИ КОРОНАВИРУСА

«Сокрытие информации убивает».«Мир должен дистанцироваться от Китая». Чему еще учат последствия пандемии «Made in China»?

 Владимир Банников 

БИТВА ЗА ВЛИЯНИЕ

США принимают активное участие в геополитической игре в центральноазиатском регионе

О стране

Китайская Народная Республика - государство в Восточной Азии, крупнейшее по численности населения государство мира. Занимает третье место в мире по территории, уступая России и Канаде.
Столица - Пекин.

Со времени провозглашения Китайской Народной Республики в 1949 правящей партией является Коммунистическая партия Китая (КПК). Существуют также ещё восемь зарегистрированных политических партий (например, Революционный комитет Гоминьдана), формально независимых от КПК.