Премьер-министр Пакистана Имран Хан сформировал комитет из девяти проверяющих, состоящий из должностных лиц восьми организаций, включая ISI и Федеральное агентство расследований, для изучения потерь энергетического сектора на сумму 625 миллионов долларов США. Комитет обнаружил коррупционные схемы на 100 млрд рупий, где фигурировали китайские частные производители электроэнергии. Треть из них была аффилирована с проектами, имеющими отношение к CPEC. Об этом сообщает The Diplomat.
Как отмечает ресурс, потери, понесенные Пакистаном, связаны с нарушением стандартных операционных процедур, которые включают стоимость установки независимых производителей электроэнергии, правительственные соглашения, предполагаемые растраты потребления топлива, тарифы на электроэнергию, гарантированную прибыль в долларах и определенные условия покупки электроэнергии. Отчет о работе комиссии так же гласит, что сделки, подписанные в рамках CPEC, оказали чрезмерную поддержку китайским инвесторам и дали им получить сверхприбыли. Угольные заводы Huaneng Shandong Ruyi Energy (HSR) или Sahiwal and Port Qasim Electric Power Company Ltd (PQEPCL) в рамках CPEC завышали свои затраты и цены на услуги. Помимо того, что страна не могла выбрать другого исполнителя работ, так как CPEC финансирован Китаем и китайские компании в проекте – одно из условий финансирования, Пакистан оказался удобной кормушкой. Работа вышеперечисленных компаний по одному из шести проектов, связанных с энергетической отраслью Пакистана, обошлась ему на 234% дороже, чем стоил аналогичный проект, реализованный в Индии. В еще двух проектах, рассмотренных пакистанской экспертной комиссией, обнаружены переплаты в размере 3 млрд долларов США. В течение восьми месяцев комитет обследовал 60 электростанций. Отчет также показал, что независимые производители электроэнергии имели от 50 до 70% годовой прибыли по сравнению с 15% - ным разрешенным пределом прибыли, установленным национальным регулирующим органом. Владельцы электростанций отбили свои инвестиции в течение одного-двух лет из-за высокого коэффициента прибыли и манипулирования стоимостью электроэнергии. Они завышали стоимость, чтобы получить дополнительный тариф в момент заключения контракта и заработали с 1994 года 350 млрд рупий, манипулируя фактическими затратами на 2-15 млрд рупий. Вычет процентов был разрешен в течение 48 месяцев вместо 27-29 месяцев, что привело к превышению рентабельности собственного капитала в размере 27,4 млн долларов США в течение всего срока проекта в размере 30 лет (это в случае предприятия Sahiwal). Так же производители получали черную прибыль от потребления топлива. Интересно, что ранее они сопротивлялась подписанию соглашения о регулярном аудите Пакистаном, опасаясь разоблачения мошенничества. В итоге пакистанское правительство и потребители электроэнергии платили миллиарды рупий ежегодно, даже если электростанции были закрыты или производили мало электроэнергии из-за сокращения спроса на нее.
Но, несмотря на аферы, пакистанское правительство должно ввернуть долги по проекту. Оно обязано выплатить электростанциям 900 млрд рупий при оплате мощности и 1500 млрд рупий к 2025 году в соответствии с соглашением. Хотя гарантированная прибыль не должна была превышать четырех-пяти лет, правительство предоставило гарантированную прибыль на 25 лет. Эти фактически односторонние соглашения привели к невыносимым потерям для казны, а также к повышению тарифов на электроэнергию. Круговой долг энергетического сектора превысил 1800 млрд рупий... Комитет рекомендовал вычесть 204 млн долларов США из проектной стоимости PQEPCL и HSR, скорректировать формулу возвратных платежей с учетом фактических сроков строительства и соответствующим образом скорректировать тарифы этих двух компаний. Пакистанская экономика уже находится и так на грани банкротства, а пандемия коронавируса еще больше усугубила ситуацию с Китаем, требующим возврата долгов. Ожидать, что международное сообщество будет постоянно спасать Пакистан от одного экономического кризиса за другим, нереально. Массовые милитаристские расходы, глубоко укоренившаяся коррупция и отсутствие подотчетности по кредитам и грантам в Пакистане приводят к все большему разрыву между доходами и расходами. Теперь МВФ подталкивает Пакистан к повышению налогов и тарифов, фактически требуя от пакистанских граждан нести ответственность за поощрение коррупции в правящих кругах Пакистана со стороны Китая.
Выводы комитета могут стать переломным моментом в китайско-пакистанских отношениях. Китай мечтает о противодействии Индии вместе с Пакистаном, в то время как Пакистан поддерживает желание Совета Безопасности ООН продвигать кашмирскую повестку дня при поддержке Китая. Это откровение является лишь верхушкой айсберга: по мнению экспертов, между странами есть и другие соглашения, столь же невыгодные Пакистану и разрушающие его бюджет и экономику, если провести их тщательный анализ. Недостаточная прозрачность китайских проектов и наличие коррупционных связей между представителями верхушек Китая и Пакистана, проявляющие Китай как хищнический экономический субъект, поощряющий коррупцию и разбазаривание ресурсов в странах-«партнерах», могут еще не раз всплыть до конца 2020 года. И не только в Юго-Восточной Азии и на Большом Ближнем Востоке, но и в других регионах, где есть проект ОПОП, частью которого и стал CPEC.
Фото на превью: mag92.com
Комментарии