Крайне тяжелая ситуация на рынке ГСМ наблюдается в Киргизии с начала 2011 года. Напомним, что в декабре 2010 года Россией был введен запрет на экспорт ГСМ, который позже был снят.
Январь-февраль автовладельцам приходилось покупать бензин по 38-40 сомов за литр. Позже цена была снижена примерно на 15 процентов и составляла 32-24 сома. Весной текущего года Россия и Казахстан вновь объявили о запрете экспорта ГСМ в Киргизию. Объяснили свое решение государства тем, что и той, и другой стране необходимо насытить внутренние рынки сырьем, после чего поставка топлива возобновится в прежнем объеме. В итоге с 1 июля прекратил экспорт в Бишкек Омский нефтеперерабатывающий завод. Эта мера привела к постепенному вводу ограничений на продажу бензину марок А-92 и А-95 как в самой столице Киргизии, так и за ее пределами. На прошлой неделе владельцы сети столичных АЗС неофициально лимитировали продажу бензина – до 15 литров в одни руки, что вызвало повышение спроса на ГСМ. Однако с сегодняшнего дня крупнейшие компании, занимающиеся перепродажей бензина, пошли на еще более суровые шаги. Так, к примеру, компания «ГазПромНефтьАзия» отныне отпускает в одни руки лишь по 10 литров топлива. На многих автозаправочных станциях попросту нет бензина. Единственное, в чем не испытывают дефицит местные АЗС – бензине марки А-80 и дизельном топливе, которое реализуется в Киргизии по прежним ценам. Там же, где заветное топливо в продаже все-таки имеется, цена на товар значительно отличается от показателей июня, например. Так, бензин марки А-92 стоит 37 сомов, а А-95 – 40.
По прогнозу председателя Ассоциации нефтетрейдеров Киргизии Джумакадыра Акенеева, ситуация с катастрофической нехваткой ГСМ продлится в стране до 21 июля. К этому времени в Бишкек должна прибыть партия бензина объемом в 1 тысячу тонн. Этого топлива потребителям Киргизии хватит до конца месяца. Ожидается, к августу Кыргызстан сумеет договориться с российскими частными поставщиками о закупке крупной партии топлива.
Комментарии