В Кыргызстане 4 сентября стартовала официальная предвыборная агитация партий, желающих попасть в седьмой созыв Жогорку Кенеша. За 120 кресел кыргызского парламента и голоса избирателей активно борются представители 15 политических партий и 1912 человек в списках этих партий соответственно. Еще одна партия «Бутун Кыргызстан» подала в суд на ЦИК за своей недопуск до выборов, и возможно, она тоже присоединится к борьбе. Электоральный процесс для страны далеко не нов, но в 2020 году он обещает стать поистине историческим: полон сюрпризов. И не только потому, что парламентские выборы-2020 пришлись на эпоху пандемии коронавируса в мире и его вспышки в Кыргызстане.
«АиФ-Кыргызстан» собрал пять фактов, благодаря которым предвыборная кампания-2020 и сами выборы войдут в историю Кыргызстана. И уже очевидно, что список фактов будет пополняться – как с положительной стороны, так и с отрицательной.
Впервые за 29 лет независимости и за шесть выборных кампаний для шести созывов кыргызская ЦИК благодаря пандемии пошла на более чем 30% сокращение средств, выделенных на выборы-2020 изначально. Вместо запланированных в бюджете на 2020 год на эти цели 732 млн сомов решено потратить всего 446 млн 900 тыс сомов (или же вместо 9, 4 млн долларов США всего 5, 7 млн долларов США). 60 млн сомов ( около 773 694 долларов США) из них пойдет на обеспечение санитарно-эпидемиологической безопасности избирателей и членов избирательных комиссий. Вспышек коронавируса и внебольничной пневмонии после того, как кыргызстанцы скопом посетят избирательные участки, обещали не допустить.
Впервые произошло и другое событие – весьма показательное. Кыргызский парламент решил в преддверии выборов перестать работать так, как должен. После двух месяцев каникул нардепы собрались и отметили свой выход на работу 1 сентября. 2 сентября была работа по комитетам, 3 сентября – первое заседание новой сессии, на котором приняли три законопроекта в первом чтении, один во втором и восемь в третьем чтении. А также решили, что до 4 октября стране не нужно ни одно заседание и ни один законопроект. Торага Дастанбек Джумабеков объяснил это тем, что большинство депутатов баллотируется в седьмой созыв и сможет в теории использовать трибуну для агитации. Что будет не совсем честным по отношению к другим партиям, у которых нет сейчас представленности в парламенте, но есть желание туда попасть. А в случае месяца бездействия в стенах ЖК и активных встреч с избирателями на местах все будет в порядке. Присутствовавшие на работе менее чем 50% депутатов с ним согласились. Сам спикер весь месяц тоже будет встречаться с народом: он хочет остаться в новом созыве как кандидат от своей родной партии «Кыргызстан». При этом Дастанбек Джумабеков за время работы в шестом созыве прославился вопиющими нарушениями регламента работы ЖК, на которые закрывал глаза, а в некоторых и участвовал. А также неумением читать и говорить без ошибок и на русском, и на кыргызском языках. Оно подарило кыргызстанцам и кырнету немало крылатых фраз и мемов.
Примечательно, что заработная плата нардепам за время агитации начисляться будет полностью, как за полноценные рабочие дни с принятием законопроектов, а не только за пару фактически отработанных дней. При этом известно, что желает в седьмой созыв попасть более 80 человек из шестого созыва. В этом они недалеко ушли от пятого созыва, своих предшественников. На выборах-2015 из 120 депутатов созыва № 5 в следующий созыв хотели попасть 92 человека, а попали 37.
Впервые за все время независимости Кыргызстан ждут ограничения и проверки, связанные с оружием, в предвыборный период и в период выборов. Пресс-служба МВД Кыргызстана сообщила, что МВД временно приостанавливает выдачу разрешительных документов на ношение, хранение и использование оружия. А непосредственно перед выборами в стране принудительно закроют все оружейные магазины. Тех же, кто уже получил разрешительные документы и владеет оружием, ждут проверки.
«В связи с началом предвыборной агитации и в целях обеспечения общественной безопасности, недопущения нарушений правопорядка в период подготовки и проведения парламентских выборов и в соответствии с ранее изданным постановлением правительства сотрудники милиции проверят владельцев и пользователей охотничьего, служебного и гражданского оружия. В ходе контрольно-профилактических мероприятий будет производиться полная проверка соответствующих документов у юридических и физических лиц, в числе которых охранные агентства и их филиалы, а также проверка наградного, служебного, травматического, охотничьего оружия и мест хранения», — говорится в сообщении.
Есть перемены в этом году не только в поведении ЦИК, властей и законотворцев, но и в составе претендентов на кресла. Так, в парламент впервые идет партия, которая косвенно связывается с доминирующим в республике исламом: «Ыйман Нуру» («Свет веры» с кыргызского, прим.авт.). Формировать партии по религиозному признаку в Кыргызстане законодательно запрещено. И правда, никаких положений, где хоть как-то упоминается религиозная жизнь кыргызстанцев и религия, в программе партии нет – там есть только традиционные для всех политиков обещания условно поднять страну с колен. Однако кулуарно в Кыргызстане говорят о том, что упоминаний нет только до тех пор, пока партия не займет кресла в парламенте. Недавно избранный лидер объединения Нуржигит Кадырбеков более 4 лет возглавлял общественный фонд «Фонд развития духовной культуры «Ыйман», миссия которого, согласно официальному описанию деятельности звучала как «повышение духовного потенциала граждан республики через разъяснение и популяризацию традиционных ценностей ислама и кыргызского народа». Фонд появился благодаря экс-президенту Алмазбеку Атамбаеву в 2014 году, и стал частью его государственной Концепции религиозной политики в религиозной сфере КР на 2015-2020 годы, поддерживался Турцией, Катаром и другими странами. Главный его официальный проект – обучение имамов при поддержке Госкомиссии по делам религии и муфтията для отвода их от радикальных идей и повышения квалификации. Параллельно с этим Кадырбеков писал прозу и давал много интервью, где достаточно четко обозначал свою гражданскую позицию. В частности, в интервью кыргызской редакции BBC в 2017 году он указал, что для становления человека важнее духовность, нежели какое-то иное образование: «…Неверно говорить о том, что только образование влияет на то, становится человек воспитанным, с тяжелым характером или хорошим. Человек, во-первых, должен развиваться духовно, во-вторых интеллектуально, в-третьих, физически». В марте 2019 года указом тогдашнего премьер-министра Мухаммедкалыя Абылгазиева Кадырбеков был назначен заместителем министра культуры, информации и туризма Кыргызстана. После чего из «Ыймана» ушел, появившись уже в «Ыйман Нуру» и претендуя на кресло в парламенте.
Кроме того, выборы-2020 могут похвастаться тем, что в них отводится чуть больше места гендерной сбалансированности кандидатов, чем раньше. В Кыргызстане для политических партий, идущих в парламент, существует квота, согласно которой в числе кандидатов должно быть не более 70% представителей одного пола. «Одним полом» могут быть не только мужчины (как это происходит традиционно и по умолчанию), но пока ни одна одна кыргызская партия пока не представляла соотношения в списках кандидатов «70 на 30» женщин к мужчинам. В этом же году из 15 партий соотношение «70 на 30» решили соблюсти только два объединения «Биримдик» и «Мекеним Кыргызстан». В остальных баланс на гендерных весах сместился в сторону женщин – кандидатов чуть более обычного: их доля от 30, 1% у «Республики» до 42, 3% у партии «Ветераны войны в Афганистане и Участники других локальных боевых конфликтов»…Но вопрос, смогут ли прошедшие в парламент партии удержать представленность женщин в своих рядах, открыт. После выборов она остается достаточно малой: часть женщин отсеивается из ЖК, отдавая места сопартийцам-мужчинам согласно спискам. Так, в частности, в последнем 6 созыве из всей массы действующих и выбывших депутатов ( 155 человек) были всего 18% женщин ( 28 человек).
Кроме того, впервые в 2020 году в числе лидеров партий, которые вышли на финишную электоральную прямую – женщина. Это Клара Сооронкулова, возглавляющая новорожденную партию «Реформа». Ранее Сооронкулова занимала пост судьи Конституционного суда. В случае успеха своей партии она станет первой женщиной-главой партии, которая доведет свое объединение до парламента.
Комментарии