Недавно президент Кыргызстана Сооронбай Жээнбеков, выступая в ООН, попросил поддержать страну и списать часть долгов государства или хотя бы отсрочить выплаты из-за пандемии коронавирусной инфекции и тяжелых последствий для отечественной экономики. По сути, в республиканском бюджете, просто на просто, нет средств, но не для всех это аргумент.
Сегодня многие международные финансовые институты дают отсрочку по долгам в связи со сложившейся ситуацией в мире. И Кыргызстану подобные послабления нужны, как воздух. Ведь страна уже долгие годы живет благодаря денежным средствам, поступающим от других стран и международных организаций, переживая периоды от одного кредита к другому, от гранта к гранту пытаясь хоть как-то удержаться на плаву.
Между тем, государственный долг страны растет. На сегодня он составляет почти 5 миллиардов долларов США. И, разумеется, больше всего Кыргызстан должен именно Китаю. Задолженность уже превысила 1,7 миллиарда долларов. Стоит отметить, что России Кыргызстан ничего не должен, но не потому, что страна выплатила все долги, а из-за того, что Москва в прямом смысле простила Бишкеку 240 миллионов долларов долга пару лет назад. Но Китай не Россия и Пекин свою выгоду не упустит, даже учитывая критическое положение дел в экономике соседней страны-должника. Официальный Пекин ясно дал понять, что не планирует давать отсрочку и тем более прощать долги Кыргызстану.
Отметим, что Китай славится тем, что в счет долгов охотно берет территории с различными месторождениями или предприятия. Заводов у Кыргызстана нет, здесь переживать особо не стоит… а вот месторождения и территории под угрозой.
Пока же в Кыргызстане правительство занято выборами в Жогорку Кенеш, а президент полетел по миру – искать у кого бы перехватить деньжат. Сооронбай Жээнбеков надеется, что Кыргызско-Венгерский фонд развития заработает до конца этого года и 50 миллионов долларов вольются в бюджет страны.
На днях президент Кыргызстана посетил Будапешт с официальным визитом и открыл, как он говорит, «новую страницу в двухсторонних отношениях». Он отметил, что переговоры прошли плодотворно, в ходе которых удалось обсудить все вопросы совместной повестки.
Также Жээнбеков подчеркнул, что подписан Меморандум о создании Кыргызско-Венгерского фонда развития и другие важнейшие соглашения.
«Надеемся, что до конца этого года фонд заработает. Мы рады намерению венгерской стороны предоставить кредитную линию в размере 50 миллионов долларов. Сегодня были подписаны важнейшие соглашения: в области двойного налогообложения, защиты инвестиций, здравоохранения, цифровизации экономики, сельского хозяйства и другие. Благодарим венгерскую сторону за увеличение количества бюджетных мест для наших студентов с 75 до 150 мест. Кроме того, сегодня в Будапеште проходит кыргызско-венгерский бизнес-форум, на который приехала делегация предпринимателей из Кыргызстана. Уверен, что для наших бизнесменов откроются новые возможности, выход на рынки Венгрии и Европы в целом», - отметил Сооронбай Жээнбеков.
Однако не все оценили «маленькую финансовую победу» президента КР. Многие эксперты опасаются, что Кыргызстан переоценивает пользу от контактов с Венгрией.
«Речь идет только о том, чтобы «занять до получки», а это не подразумевает серьезных бизнес-проектов. Возможности выхода на рынок ЕС ограничены правилами Брюсселя, и возможности встречных шагов Будапешта ограничены», - отметил в беседе с журналистом МК-Азия глава Евразийского аналитического клуба Никита Мендкович.
Более того, по мнению эксперта, ставка на частые заимствования - большая ошибка Бишкека. Это позволяет на время закрыть дыры в бюджете и уйти от решения фундаментальных экономических проблем республики.
«У республики есть возможность привлечь в бюджет дополнительные средства, за счет только одной борьбы с контрабандой и введения маркировки. Можно добиться роста экономической активности, улучшив банковскую систему, привлекая в бизнес средства, зарабатываемые трудовыми мигрантами», - считает Мендкович.
Эксперт неоднократно заявлял, что благодаря ЕАЭС Кыргызстан зарабатывает существенные суммы. Совокупные поступления, включая экспорт и переводы мигрантов, составляют более 3 млрд долларов США, но очень большие объемы средств неэффективно распределяются.
«Слишком большие суммы в итоге попадают в руки олигархата и выводятся из республики. В общем, деньги есть, нужно просто уметь ими управлять и поддерживать порядок», - заключил Мендкович.
Комментарии