Решение Центральной комиссии по проведению выборов и референдумов Киргизии вызвало в обществе неоднозначную реакцию. Представители Интернет-изданий, с одной стороны, забили тревогу, поскольку журналистам онлайн-агентств фактически отказали в аккредитации на все официальные мероприятия, связанные с предстоящими в октябре выборами президента страны.
Если же посмотреть на проблему с другой стороны, от запрета отечественные интернет-журналисты в какой-то степени даже выиграли, поскольку на аккредитованных представителей масс-медиа отныне и до конца предвыборной гонки распространяются придуманные Центризбиркомом требования, за неисполнение которых этим СМИ может грозить штраф. Информагентствам же эти правила не нужны, поскольку законодательством онлайн-издания официальным средством массовой информации не считаются. Соответственно, журналисты, работающие на интернет-аудиторию, все-таки смогут рекламировать того или иного кандидата, однако уже не под маркой «Выборы-2011», а под прикрытием статуса рядовой pr-статьи (которая в Киргизии ценится ниже политической рекламы). Плюс этой ситуации состоит еще в том, что онлайн-пресса не обязана будет отчитываться перед властями, тем же ЦИКом, и выступит, помимо всего прочего, в качестве ямы для «слива» массы компромата.
Свою позицию, кроме ряда руководителей информагентств, высказали ведущие специалисты в области защиты прав кыргызстанцев, а также медиаэксперты. Так, на прошедшей сегодня, 25 июля, встрече онлайн-журналистов позицию относительно решения ЦИК высказала Директор Института Медиа Полиси Бегаим Усенова. Эксперт считает, что неаккредитация информационных агентств ЦИК для участия в предвыборной агитации лишает избирателей, живущих за рубежом и читающих лишь ленты информагентств, доступа к информации.
- Я надеюсь, что Центризбирком будет конструктивен и пойдет навстречу информагентствам, потому что здесь стоит вопрос доступа избирателей к информации, считает Бегаим Усенова. - Ранее ЦИК аккредитовывал информагентства, так как негласно они считаются средствами массовой информации. До сих пор в законе не регламентирована деятельность ИА, так как очень сложно определить критерии, по которым интернет-издания относились бы к СМИ.
Критически по отношение к ЦИКу отозвался и главный правозащитник Киргизии, омбудсмен Турсунбек Акун. Он выступил с официальным обращением к общественности, в котором подверг сомнению легитимность подобного решение избирательного органа.
- В соответствии с конституционным законом КР «О выборах президента» агитация при проведении выборов может осуществляться, в том числе, путем распространения аудиовизуальных и других агитационных материалов, - цитирует Основной закон омбудсмен. – Гражданам Киргизии, кандидатам, политическим партиям при проведении выборов государством обеспечивается свободное проведение агитации. Следовательно, проведение ее посредством информационных агентств, которые не относятся к СМИ, не входит в число запрещенных способов распространения информации в указанный агитационный период. При этом следует подчеркнуть, что согласно нормам Конституции каждый гражданин КР имеет право свободно искать, получать, хранить, использовать информацию и распространять ее устно, письменно или иным способом. А государство, его органы, органы местного самоуправления и их должностные лица, в свою очередь, не могут выходить за рамки полномочий, определенных настоящей Конституцией. Я считаю решение Центральной избирательной комиссии поспешным, а также противоречащим законодательству Киргизии. Мы не должны забывать, что мы живем XXI веке, веке интернета и высоких информационных технологий.
В данной связи стоит лишь отметить необходимость соблюдения информационными агентствами в период агитационной кампании норм, содержащихся в статье 27 конституционного закона «О выборах президента». Согласно им, содержание информационных материалов, размещаемых в средствах массовой информации или распространяемых иным способом, должно быть объективным, достоверным, не должно нарушать равенства кандидатов, политических партий, в них не должно отдаваться предпочтение какому бы то ни было кандидату или политической партии.
Комментарии