Накануне в российских СМИ появилась информация о том, что Духовное управление мусульман России вынесло фетву о запрете мусульманам на вступление в брак с представителями других конфессий. Документ с богословским заключением датировался 19 ноября 2019 года и был давно опубликован на сайте ДУМ, но широкая общественность о нем узнала только вчера, когда до него добралось большинство журналистов.
Фетва 5/19 «Межконфессиональные браки» вызвала широкий общественный резонанс в СМИ и соцсетях, и первый заместитель председателя ДУМ РФ Дамир Мухетдинов дал официальный комментарий по этому поводу. Он в нем ответил на самые частые вопросы, которые могли возникнуть у людей после прочтения фетвы или новости о ней.
Какую юридическую силу имеет фетва 5/19 «Межконфессиональные браки» в России и будут ли наказывать за ее неисполнение?
По словам Мухетдинова, фетва не имеет юридической силы и не предполагает наказания за ее неисполнения, так как Россия светское государство. Но она обязательна к соблюдению мусульманами, которые исполняют все религиозные постулаты.
«19 ноября 2019 года Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации рассмотрел вопрос заключения межконфессиональных браков, по результатам чего принял богословское заключение 5/19 «Межконфессиональные браки». Согласно документу, Совет улемов постановил, что межконфессиональные браки, в частности, с представительницами людей Писания (то есть иудейками и христианками), на территории РФ недопустимы и возможны лишь в определенных единичных случаях по решению местного муфтия, который рассматривает и принимает во внимание все обстоятельства данного конкретного случая. В документе оговаривается, что в случае, если девушка признает существование Одного Единого Бога, принимает Иисуса и Мухаммада, как Божьих посланников, и выражает готовность следовать предписаниям Священного Корана, то она вправе вступить в брак с мусульманином. По этому поводу довожу до сведения общественности следующее. В светском государстве, каковым является Российская Федерация, постановления Совета улемов носят внутриобщинный характер и обращены, прежде всего, к мусульманам, стремящимся соблюдать религиозные постулаты. Они не имеют юридической силы в прямом смысле этого слова, поскольку (в отличие от некоторых мусульманских стран с действующим правом на основе шариата), не предполагают какой-либо ответственности и наказания за их неисполнение. Богословские заключения Совета улемов апеллируют исключительно к ответственности человека перед Богом и никак иначе», – отмечает Мухетдинов.
Могут ли российские мусульмане не согласиться с фетвой о межконфессиональных браках?
Дамир Мухетдинов подчеркивает, что ислам предполагает плюрализм мнений и разное толкование одной и той же богословской проблемы, вокруг которой спорят богословы. И не все улемы приняли общую позицию Духовного управления по этому вопросу.
«Несоответствие мнений улемов общей позиции Духовного управления допустимо, исходя из принципа уважения к многообразию взглядов и мнений, а истинность и правильность того или иного мнения оставляется на суд Божий. В данном случае, мнения разделились и часть нашего духовенства не поддерживает или поддерживает лишь частично указанное богословское заключение. Будучи главным редактором серии «Ханафитских фикх», пережившей три издания и ставшей настольной книгой многих имамов в нашей стране, я считаю правильным придерживаться классического ханафитского прочтения вопроса межконфессиональных браков. Уверен, что и комментаторы, кинувшиеся сегодня осуждать и негодовать относительно указанной фетвы, основательно проштудировали сей труд. Вместе с тем, высказанные сторонними комментаторами опасения о потенциальных общественных противоречиях я решительно отвергаю именно по той причине, что в условиях светского государства постановления улемов неправомочны в системе юридических координат, они апеллируют к верующему, его совести, богобоязненности и ответственности перед Создателем. Отмечу, за год с момента, когда документ был принят и доведен до сведения духовенства в регионах, никаких проблем он не породил и был воспринят как теоретическое осмысление актуальной проблемы частого разрушения семей в контексте современной Российской Федерации», – говорит теолог.
Зачем вообще России нужна фетва, запрещающая браки между мусульманами и представителями других конфессий?
Мухетдинов поясняет, что она помогает избежать разногласий в семье: если родители разных конфессий, детям сложнее выбрать, какую религиозную традицию выбрать, что может привести к расколу семьи. И к спорам между супругами.
«Аналогичных изложенным в богословском заключении 5/19 принципов придерживается большинство мировых религий и их духовенство, будь то православная, католическая, англиканская и другие церкви, иудаизм и др. Подход, изложенный в богословском заключении 5/19, исходит из парадигмы традиционных ценностей, для которой естественным и необходимым представляется защита института семьи и брака от разногласий и разрушений, вплоть до запрета на развод. В этом контексте богословское заключение лежит в русле понимания приоритета сохранения незыблемости традиций. Поэтому каждый, кто сегодня бросает камень в сторону мусульман, стремящихся к сохранению чистоты своей традиции, фактически, бросает камень в последовательных приверженцев всех традиционных религий России, в частности, и в русское православие, положения которого относительно семейного права во многих аспектах значительно строже, чем исламские», – напоминает он. – «…Для тех читателей, которые стремятся узреть чуть глубже крикливых газетных заголовков, приведу и отрывок из книги муфтия Гайнутдина «Ислам: вероучение, поклонение, нравственность, закон»: «Обряд бракосочетания не может быть совершен между кровными родственниками. Кроме того, нельзя читать никах мусульманке, выходящей замуж за представителя иной религии, т.к. это связано с воспитанием детей и опасениями утраты всеми ими ислама. Что же касается положения, когда мусульманин женится на представительницах другой религии, то здесь также существуют ограничения — например, нельзя жениться на многобожницах или атеистках. А вот создание семьи с христианками или иудейками разрешается. Но при этом родителям жениха следует обращать внимание на религиозные убеждения своего сына, и если он в этом отношении слаб и есть опасность, что он или его дети выйдут из лона ислама, то такой брак допускать нельзя»».
Фото:dumrf.ru
Комментарии