Накануне состоялось онлайн-заседание глав правительств стран ШОС под председательством вице-президента Индии Муппаварапу Венкая Найду. Кроме премьер-министров стран ШОС, на онлайн-мероприятии присутствовали и представители государств-наблюдателей: Афганистана, Ирана, Монголии, Беларуси. К ним присоединился так же представитель правительства Туркменистана, как гость председательствующей стороны. Так же в заседании участвовали генеральный секретарь ШОС Владимир Норов, директор Исполнительного комитета Региональной антитеррористической структуры ШОС Джумахон Гиесов, председатель правления Делового совета ШОС Сергей Катырин и председатель Совета Межбанковского объединения ШОС Игорь Шувалов.
За месяц это уже вторая крупная встреча в формате ШОС – 10 ноября под эгидой Москвы прошел онлайн-саммит ШОС с участием глав государств объединения. По итогам мероприятия первые лица государств подписали Московскую декларацию Совета глав государств-членов ШОС. Кроме прежнего торгово-экономического, политического, культурного и гуманитарного, научного и финансового сотрудничества, которое ШОС решила продолжать и укреплять, страны как единое объединение решили активнее участвовать и в международной повестке.
Поэтому в декларации нашли отражение не только вызовы и проблемы, которым страны противостоят сообща внутри ШОС, но и те, которые имеют глобальный, международный статус – терроризм, экстремизм и сепаратизм, попытки уничтожения исторической памяти о Великой Отечественной войне и Второй мировой войне, наркомафия, киберпреступность, ядерная, химическая и биологическая безопасность, безопасный космос, международная информационная безопасность. С этим согласились, подписавшись, президенты России Владимир Путин, Казахстана Касым-Жомарт Токаев, Таджикистана Эмомали Рахмон, Узбекистана Шавкат Мирзиеев, так же свои подписи поставили под декларацией премьер-министр Индии Нарендра Моди, председатель КНР Си Цзиньпин, премьер-министр Пакистана Имран Хан и и.о.президента и премьер-министр Кыргызстана Садыр Жапаров.
По части противостояния терроризму при этом ШОС как объединение, к слову, уже сотрудничает с ООН: подписаны меморандумы о взаимопонимании между Региональной антитеррористической структурой (РАТС) ШОС и Управлением ООН по контртерроризму, а также Исполнительным директоратом Контртеррористического комитета Совета Безопасности ООН.
Продолжая путь
На заседании глав правительств делегации показали приверженность Московской декларации и ее положениям, и рассмотрели достижения каждой из стран-участниц в разных сферах и их инициативы: от стратегии сохранения ледников и реализации идей «зеленой экономики» до создания экологичных производств, формирования современной единой транспортной инфраструктуры и сотрудничества в рамках ШОС в сфере поддержки малого и среднего, а так же микропредпринимательства.
При этом представлялись партнерам и инициативы, приближающие ШОС к реализации «Большого Евразийского партнерства». «Большое Евразийское партнерство» была озвучена российским президентом Владимиром Путиным в 2015 году. Она означает связь между государствами Евразии и региональными объединениями не только через национальные экономики, но и через совместные инфраструктуры: международные проекты и институты, единые правовые нормы, транспортно-логистические, энергетические, цифровые структуры.
В частности, генсек ШОС Владимир Норов предложил ускорить создание единых финансовых институтов для обеспечения инвестиций. За десять лет ШОС не договорилась о том, какую форму они должны иметь.
«Назрела необходимость подойти к этому вопросу по-новому, в том числе путем установления партнерских связей ШОС с международными финансовыми учреждениями, такими как Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, Банк БРИКС и Фонд Шелкового пути, для использования их возможностей в реализации совместных трансграничных проектов в рамках нашей организации», — отметил он.
По словам Норова, в пандемийное время есть необходимость в едином Соглашении о сотрудничестве в области железных дорог: грузоперевозок стало больше. Необходимо согласовать и остальные документы в области транспорта и дорог.
В этом же ключе предложили идею Экономического форума ШОС, идею Плана первоочередных практических мер на 2021-2022 годы по преодолению социально-экономических, финансовых и продовольственных последствий COVID-19 в регионе, Программу торгово-экономического сотрудничества по выводу стран ШОС из пандемийного кризиса. В ШОС задумались и о здоровье населения, по которому пандемия нанесла удар в первую очередь. Страны продолжат реализацию Плана основных мер по развитию сотрудничества государств-членов ШОС в области здравоохранения на 2019-2021 годы, вместе будут заниматься ликвидацией последствий пандемии COVID-19, противостоять фальсификации лекарств, используемых для лечения в период пандемии и развивать медицинский туризм.
Кроме того, Россия, Казахстан, Кыргызстан, Пакистан, Таджикистан и Узбекистан отметили, что продолжают поддерживать по линии «Большого Евразийского партнерства» сопряжение ЕАЭС и китайской инициативы «Один пояс – один путь». ОПОП и ЕАЭС сближаются по линии цифровизации, торговли, транспорта, инфраструктуры и производств. Это практически первый крупный опыт «Большого Евразийского партнерства».
Если он и следующие за ним опыты окажутся успешными, то ШОС через некоторое время сможет заявить о себе и как главная платформа для сотрудничества и диалога, и как ключевой геополитический игрок: даже сейчас в странах ШОС проживает порядка 45% населения Земли. А также заявить о себе как государство, которое может успешно разрешать многолетние противостояния между странами-участницами: например, между Индией и Пакистаном.
Рост вширь, рост вглубь
Итоговые мероприятия ШОС 2020 года продемонстрировали пути, по которым она пойдет в юбилейный для себя 2021 год – организации исполнится 20 лет. Юбилейный год объявили Годом культуры ШОС, его программа уже адаптируется под условия пандемии коронавируса.
Кроме того, ШОС планирует расширяться. Как заявил после ноябрьского саммита спецпредставитель президента РФ по делам ШОС Бахтиер Хакимов, желающих вступить в организацию много, причем их география «от Южной и Юго-Восточной Азии до Европы».
«Тема расширения организации постоянно находится в повестке дня, поскольку организация не может саморазвиваться в ограниченном формате. Для эволюции требуется прилив «свежей крови», идей. Интерес к такому сотрудничеству проявляют очень многие государства», – отметил он на брифинге в МИА «Россия сегодня», добавив, что заявок на членство в ШОС 16.
Однако процесс приема новых членов в организацию достаточно сложен, начиная с ключевых требований и заканчивая процедурой согласования кандидатур внутри ШОС. Как минимум, для этого государство-заявитель должно иметь активные дипломатические отношения со всеми государствами-членами ШОС, соблюдать обязательства по Уставу ООН, нормы и принципы международного права, на его территории не должно быть военных действий, а само государство не должно быть под санкциями Совбеза ООН. Поэтому ряд стран пока много лет и имеет только статус наблюдателей (Монголия, Афганистан, Иран, Беларусь), а ряд стран статус «партнеров по диалогу ШОС» (Азербайджан, Армения, Камбоджа, Непал, Турция и Шри-Ланка).
Фото на превью: rus.sectsco.org
Комментарии