Жена Майкла Коврига, одного из двух канадцев, задержанных в Китае более двух лет и теперь обвиненных в шпионаже, возобновила призывы к немедленному освобождению Коврига и арестованного вместе с ним Майка Спейвора: суд шел за закрытыми дверями. В интервью CBC News в воскресенье Винья Наджибулла призвала Канаду, Соединенные Штаты и Китай прийти к дипломатическому решению, которое привело бы к освобождению и Коврига, бывшего дипломата, и бизнесмена Майкла Спейвора.
«Я считаю, что те, кто обладает властью положить конец этому несправедливому, произвольному задержанию, должны сделать все возможное для этого», - отметила она. - «Что действительно будет иметь значение для Майкла и Майкла Спейвора сейчас, так это действия и согласованные дипломатические усилия со стороны всех трех правительств, чтобы найти выход. Это продолжалось слишком долго. Он никому не служил».
Официальные лица в Оттаве и Вашингтоне рассматривают дело против этой пары как возмездие за арест Канадой в 2018 году исполнительного директора Huawei Мэн Вэньчжоу по ордеру на экстрадицию из США: там она разыскивалась по обвинению в мошенничестве. Ситуация привела к резкому ухудшению отношений между Канадой и Китаем, который отверг обвинения в том, что он задержал Спейвора и Коврига в ответ на арест Мэн Вэньчжоу. Она отрицает какие-либо нарушения и борется с запросом США об экстрадиции в канадском суде. Женщина уже давно вышла на свободу под залог и живет в одном из своих особняков в Ванкувере.
При этом временному поверенному в делах посольства Канады в Китае Джиму Никелю было отказано в доступе в пекинский суд, куда явку Коврига должны были обеспечить, по соображениям «национальной безопасности». При этому туда допустили дипломатов из США, Великобритании, Нидерландов, Эстонии, Швеции, Дании, Финляндии, Австралии, Германии, Франции, Швейцарии, ЕС, Чехии, Италии, Ирландии, Латвии, Испании, Австрии, Норвегии, Литвы, Новой Зеландии, Бельгии и Румынии.
«Он был произвольно задержан, и теперь мы видим, что сам судебный процесс непрозрачен», - сказал Никель журналистам за пределами суда, подтвердив, что процесс идет.
Канадцы, о которых идет речь, содержались практически без связи с внешним миром и не могли видеться с адвокатами или родственниками с тех пор, как они были задержаны в декабре 2018 года. Даже консульские визиты были приостановлены на несколько месяцев из-за пандемии коронавируса. Китаю потребовалось 13 месяцев, чтобы официально арестовать этих людей, и еще пять месяцев, чтобы предъявить им обвинения. Канада также поставила под сомнение доступ этих двух мужчин к юридическому представительству. Это особенно тревожит защиту обвиняемых, потому что в Китае, суды управляются Коммунистической партией, и по уголовным делам 99% подсудимых обычно признаются виновными.
Дипломатам также было запрещено участвовать в разбирательствах, связанных со Спейвором. В своем заявлении его семья призвала к безоговорочному освобождению обоих мужчин.
«Майкл обычный канадский бизнесмен, который сделал экстраординарные вещи для построения конструктивных связей между Канадой, Китаем и Корейской Народно-Демократической Республикой. Он любил жить и работать в Китае и никогда бы не сделал ничего, что могло бы оскорбить интересы Китая или китайского народа», - говорится в заявлении.
Международная кризисная группа, где Ковриг был старшим советником по Азии в то время, когда он был задержан, также призвала китайские власти освободить его, назвав ситуацию «произвольная политическая акция, замаскированная под судебный процесс».
Премьер-министр Канады Джастин Трюдо сделал освобождение Коврига и Спейвора приоритетом своего правительства, заручившись помощью президента США Джо Байдена, администрация которого пообещала «жестко подойти» к Китаю.
«Мы будем работать вместе до тех пор, пока не добьемся их безопасного возвращения», - заявил Байден 23 февраля после встречи с Трюдо.
Отношения администрации Байдена с Пекином уже начали складываться непросто, поскольку американские и китайские официальные лица встретились для своих первых личных переговоров на высоком уровне с тех пор, как Байден вступил в должность. Обе стороны обменялись колкостями и упреками во время двухдневной встречи на Аляске.
Комментарии